Реко?- главны?Храм осетинског?народа |
Когд?я состав??план культурн?познавательных меропр?ти?поездк??Северную Осетию, посещени?святилища Реко?/strong> ?Цейско?ущелье не входил??числ?моих приоритетных зада? уж больно бутафорски выглядели фотографии «храм?raquo;, да ?кратки?описан?, ограничивающие? сообщением, чт?Реко?– главная святы? осетин, не способствовали стимулированию интереса. Особенно, учитыв?, чт??1995 году Реко?сгорел, ?то, чт?сейчас можн?увидет? – «новоде?raquo;.
Единственное, чт?заставил?не исключат?полность?святилище из круг?вниман?, – непосредственн? близость ?альплагерю, гд?мы базировались.
Вс?изменилось буквальн?накануне поездк? когд??поиска?информации ?святилище ?Лиср?/a> мн?попалась ссылка на книг?«Тр?слез?Бога». Даже беглое ознакомление заставил??корн?изменить отношени??Рекому, да ?пр?снил?многие «непо?тк?raquo; относительно религиозны?веровани?осетин.
Дале?я не стан?углублять? ?сакральные сфер? ?ограничусь зрительным?образами.
Главно?моей ошибко?/strong>, да ?не только моей, было отождествление святилища Реко??храмом ?виде некоег?здан?, ка?эт?водится практическ?во всех религия? Из-за такого представления обычно ?принимаю?за храм Реко? дере?нное строение на по?не ?Цейско?ущелье, ограничивая посещени?святилища внешни?осмотром этог?здан?.
На само?деле, эт?только част?святилища - хранилищ?ритуальных атрибуто?совершен? об?до??жертвенных подношений: веще? наиболее ценных для осетин, передаваемых из поколения ?поколени? Он расположен внутри замкнуто?каменной ограды. ?входит?за ограду, ??этот храм-хранилищ? имел прав?только служител?культа. ?хранилищ?не проводятся богослужен?.
?молились осетин?всегда только по?открытым небо? босико???непокрытой голово? Да ?сама служба (назовё?эт?действ?та? отличалась от привычны?форм богослужен?. Предельн?упрощая, традиционн? осетинск? молитв?представ?ет собо?застолье, ?спиртное являет? обязательны?атрибуто? Правда, если раньше ?качестве ритуальног?напитк?было специально сваренно?пиво, то со временем появилась ?арак?(легкий самого?из кукурузы), ?теперь ?водк? ?коньячо??/span>
Определенную су?тицу ?формирование целостного представления ?святилище добавляет информац? ?то? чт?есть мужско?Реко??есть женски?Реко? ? ка?выясняет?, ещ??девичи?Реко? Вс?эт?святилища расположен?здес?же, недалеко друг от друг?
Давн?эт?было. Нарт Батраз ?то время увлеченн?мсти?всем нартам за смерть своего отца Хамыца, которого убил?за то, чт?он пользовался больши?успехо??женщин. ?та?Батраз преуспел ?свое?мест? чт?нарт?обратились за помощь??Дзуара?небожите?? ?те, ?свою очеред? потребовал?от Бога, чтоб?то?убил Батраз?
Информац? ?размышлени?
Батраз хоть ?бы?любимы?нартом Бога, вс?же явн?переусердствовал ?свое?мест? ?бо?вынужден бы?согласиться ?требование?Дзуаро?- убит?Батраз? Выполнив эт??жкую миссию, Бо?пролил тр?слез? Одна из ни?упал??Цейско?ущелье ?стал?Рекомо? втор? неподалеку ?Ардонско?ущелье – Мыкалгабырта, ?трет? – Таранджело? Та?образовались тр?главны?святилища осетин.
Почему только тр? Ну ?ка?же! Помнит?тр?ипостаси нартов: воин? труженик? жрец? ?стал Реко?воинским святилище? ? Мыкалгабырта обращались ?просьбой послат?богаты?урожай хлебов, увеличит?стад? Таранджело?покровительствовал хранителя?знаний, традиций.
Сакральн? эмблем?триединств? являющие? символом трёх древни?ключевых Аланских - осетинских Храмов (Святили?.
Информац? ?размышлени?
Со временем, правда, люди стал?приходит??эт?святилища для решения пробле? выхо?щи?за рамк?их специализаци? Эт? кстати, не противоречит логике, если вспомнит??триединств?ипостасе?Батраз? значит, ?воинском святилище Реко?можн?попросит??об урожае. ?постепенно та?сложилос? чт?главны?святилище?осетинског?народа стал Реко? Мыкалгабыр??Таранджело?тоже не забыты, но ?основном сейчас он?почитают? близлежащими обществами.
Важн?заметить, чт?имен? которыми сейчас называют эт?святилища, упрощенные, изменившие? по?воздействием исторических факторов. Та? Реко?называли ещ?Ивар?Реко?/strong> ил? ?переводе, запретны?Реко? ?во?здес?мы возвращаем? ?вопрос??храм?
Раньше ?Цейско?ущелье запрещалос?селить?, охотиться ?вест?каку?либо хо?йственну?деятельност? Потому чт?вс?ущелье было Храмом, главны?осетинским Храмом. Когд?то здес?располагалис?де?тк?святили??алтаре? ?ритуал начинался сраз? ка?только паломник попада??ущелье на паломническу?троп? Эт?были ритуал?очищен?, подготовки тела ?духа ?общени??Бого? ?Главно?святилище, священн? по?на Рекомы-фаез, находится ?12 километрах от вход??ущелье.
Только ?XVII веке по?вл?нием по?тных исторических процессо? следствием которы?стал?разбавлени?исконных традиций привнесенным? ?усть?Цейского ущел? появляют? поселения.
Селени?Нижний Це? Галуан Дзалаевы?/span>
?те?по?strong> границ?Храм?Реко?/strong> обозначена святилище?Рагъ?Уастырдж?Дзуа?на?селением Верхни?Це? сократив протяженность паломническо?троп?почт?вдво?
Святилище Рагъ?Уастырдж?Дзуа?/strong>
Да то?троп? собственно, уж??не? скрыта по?селевыми отложениями, камнепадам? ритуальные по?ны заросл?лесо? застроен?турбазам? альплаге?ми. ?почт??само?священной по?не можн?подъехат?на машине.
Замечу, чт??сейчас оставшие? пара километров паломническо?троп?не пустую? ?эт?не только немногочисленные туристически? группы. Нередк?здес?можн?увидет?одиноког?паломник?(ну ?ка?ещ?можн?назват?путник??12 километрах от ближайшего населенног?пункта) ил?группу молоды?люде??осетинским?пирогами (дума? не только ?пирогами).
Но главны?событием, которо?влекло сюда паломников со всей Осетии-Алании, бы?праздник Реко?во слав?Единог?Бога. Празднование проводилос?ежегодно ?начале ию?, длилос?неделю. ?главны?событием праздник?бы?ритуал символического воссоздания систем?мироздан?. Создавалос?эт?посредство?ритуальног?священног?танц?молитв?Симд: эт?круговой мног?русный тане? ?которо?всем?движен?ми (линиями, перекрещен?ми, разворотам? воспроизводилась последовательность создан? Вселенно? Земл??Солнца, единен? духа ?матери? зарождение жизн??человечества.
Поэтом?вторым по символическо?значимости элементо?Дзуара Рекомы-фаез была площадка для исполнен? танц?молитв?Симд?фаез, которая находилась на?храмом-хранилищем.
Кульминацией танц?было выстраивание живо?пирамиды, когд?самы?сильны?образовывали круг, на их плеч?вставали следующи??та?дале? ?начале прошлого века ещ?были живы старожил?(147 ле?, которы?рассказывали ?семиярусных пирамида? По?тн? чт??танц?принимал?участи?только мужчин?
?женщин?вообще не допускалис??эт?част?святилища. Поэтом??гово???мужско?Рекоме. Женско?же святилище было немног?ниже по паломническо?троп?
Те?не мене? женщинам разрешалос?наблюдат?за танцем со специальны?площадок-цардаков. На момент моег?посещения Рекома я не знал об этом, поэтом??не виде?этих цардаков, ?тому же кр? по?ны Рекомы фаез сильно заросл?деревьями. ?мужски?цардак?во?он?
Ещ?ниже по паломническо?троп? пере?женски?святилище? находится девичь?святилище.
?межд?женски??мужски?– ещ?одна танцплощадка.
Сюда приходил?незамужние девушк??неженаты?парн? ?эт?было практическ?единственное мест? гд?он?могл?познакомиться, приг?деть? друг ?друг? учитыв? строги?нрав?горцев. Казалось бы, не логичн? чт?девичь?мест?расположен?дальше от танцевальной по?ны… ?другой – вс?правильн? строги?женски?догля?за молодежь?не помешает, ?то мало ли…
Пожалу? я ограничу свой расска?те? чт?сказал выше. Пр?этом опуска?многие детали, обосновани?выводо? приведенны?ка?факт? ?частност??символизме ритуалов ?nbsp; архитектурны?детале?храм?хранилищ?Реко?
Кому интересн? рекомендую почитать публикацию «Тр?слез?Бога» Слав?Джанаева, автора ?исполнителя проект?восстановлен? святилища Реко?(очен?интересн??символик?архитектурны?элементо?храм?хранилищ? ил??сокращенно?варианте (только сакральн? состав?ющ?) «Реко?– преемник первых индоевропейски?храмов».
?теперь само?главно? знаю?ли вс?эт?сами осетин? Скорее не? че?да.
?те?не мене? если говорить ?религиозны?верования?осетин на уровне народа, то кратко ? може?быть, ?некоторо?доле?цинизм? сформулирова?один из моих собеседников, ?разговор??которы?мы коснулис?этой темы. Он сказал примерно та? «Половина осетин считае?се? мусульманами, половина – христианам? Мы маленьки?наро? поэтом?когд?на?завоевывал?мусульмане ?говорили, чт?нама?совершат?надо, мы отвечали «да пожалуйста», завоевывал?христиан??застав?ли крестить? – да бе?пробле? ?на само?деле вс?мы остались язычникам?raquo;.
Информац? ?размышлени?
?во?чт?по этом?поводу сказал ?конц?ХI?века этнограф кавказовед Миллер, пользующий? до си?по?больши?уважение??Осетии: «Традиционное для осетин, истоками своими уходяще??толщ?веко??очен?живуче?язычество не только успешн?противостоит, но ?перекраивает христианство».
?качестве иллюстраци?последнего высказыван? привед?тако?пример. Ле?5 наза?мн?довелось посетить один из древнейших христианских храмов Северной Осетии Храм Святого Георгия ?селени?Дзивги?/p>
Точное время постройк?храм?не известно. Но известно, чт??1613 ?1683 года?дв?грузинских ца? подарили храм?по колоколу. Он?видн?на фотографии. Известно та?же, чт?издревле здес?находилось традиционное аланск?осетинское свтилище Дзивгисы Уастырдж?Дзуа? Благодаря свое?доступност?(храм находится ?само?дороги), церков?стал?обязательны?экскурсионны?объектом многочисленных экскурси???Фиагдонско?ущелье.
Сейчас храм функционируе? но уж?опять ка?святилище. Во?та?выгляди?молельны?за?церкви.
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |