Преимущества одиночеств?
Однако вс?больше люде?сознательн?выбирают одиночеств? которо?предлагает боле?солидные преимущества, че?установившие? свободны?отношения ил?замужество. Таки?люди це??одиночеств? он?нуждаются ?уединени? ?необходимо?им пространство физической ?эмоционально?свобод? Ни престижность замужества, ни пост?нные контакты ?каки?либо партнеро?не способствуют созданию стол?ценимо?им?независимост??свобод??тако?мере, ка?одиночеств? Эт?преимущества такж?ощущаются ?трудовой деятельност? гд?возможност?служебного продвижения ?путешестви?не вступают ?конфликт ?другим?интересами, ка?эт?бывает ?человека, связанног?семейным?обязаннос?ми.
* Но главная цель уединения ?побыть наедин??собо? Эт?лекарств?от изнеможения, ?которо?част?нуждаются современны?люди. Ещ??старин?одиночеств?использовали ??це??предсказан?, ка?способ прислушать? ?внутреннем?? чтоб?попросит?совета ?свое?интуиции ил?высших си? которы?невозможно расслышать ?шуме ?сует?повседневной жизн? ?тогд?появляет? возможност?узнать се? ?по?ть, чт?я ?эт?част?бесконечно?Природ? Ка?только челове?становит? лицо??лицу со свои?одиночеством, принимае?ег? то он?ме?ет окраск? качество, вкус. Он?становиться единство? ?тогд?он?- не изоляция, он??уединени? Изоляция несе??себе несчасть? уединени?содержит ?себе наполненност?радостью ?счастьем.
* ?одиночеств?есть красот??великолепи? позитивность; ?чувств? чт?тебе одинок??бедность, негативность ?мрачност? Ош? Когд?челове?чувствуе? чт?ем?одинок? то он думает, чт?ем?кого-то не хватае??иным?словам? чт?он изначально неполный, нецелы? Одиночеств?- эт?не значит, чт?человеку кого-то не хватае? эт?означает, чт?он наше?се?.
* ?научно??делово?мире время, которо?мы уделяем пребыванию наедин??собо? почему-то считается потраченны?впусту? хо? на само?деле эт?время ?само?плодотворное, помогает на?поддерживать внутреннюю жизн? Ведь именно ?сост?ни?одиночеств?душа постав?ет идеи нашему воображени? ?только пото?мы их сортируе? чтоб?решить, каки?взять на вооружение, каки?наиболее приемлем??перспективны.
Подход??понимани?феномена одиночеств?
Проследи?подход??понимани?феномена одиночеств??основных психологически?школах: ?точк?зрен? гуманистическо?психологии феноме?одиночеств?понимает? ка?конфликт межд?“истинным“ ?“социально-желательны?Я“; экзистенционалисты ви??истоки одиночеств??само?природ?человека; ?позици?неофрейдизма сост?ни?одиночеств?опреде?ют внешни?условия, формир? ?человека патологические черт?характер?ил?мешая ем?реализоват?свои глубинны?потребност? ??социологическо?традиции одиночеств?индивида рассматривается ка?нормативны?среднестатистический показатель, зави?щи?от процессо? происходящи??обществе.
Одиночеств??неофрейдизме.
Отрыво?из монографии «Одиночество? Бе?Миюскови?
* Правомерно утверждени? чт?вс?разнообразие человеческог?поведения ил?действий обусловлен?самоочевидны?фактом: вс?люди хо??быть счастливым? Интересн?было бы по?ть, чт?движет человеко? найт?универсальны?принци? посредство?которого мы сможем по?ть, почему челове?делает то, чт?он делает, почему челове?есть то, чт?он есть. Те?очевидне?становит? то?факт, чт?для выработк?нашего согласованного мнен? ?человеческой природ?необходимо само по себе соотнесени??теорие?человеческой мотиваци? Столкнувшись ?впечат?ющим разнообразие?интерпретаци?личности, трудно сказат? можн?ли предложить общи?критерий сравнения, но попытаем? сделат?эт? Одни?словом, искомы?критерий ?одиночеств?
* Бе?Миюскови?считае? чт?посл?того, ка?челове?удовлетворит свои наиболее насущные физиологически??биологически?потребност???воздух? воде, пище ?он стремится облегчит?свое безнадежно?одиночеств? Дело ?то? чт?вс?мы изначально стремимся ?духовном?общени? привязанности ?дружбе, однако многим из на? ?сожалени? не удается этог?достич? ?те, кого постигне?неудач? становятся фрустрированными экстравертам?ил?сдавшими? интровертами; если же мы не може?наслаждать? общество?других люде??добить? их признания, мы обращаем? (чт?ненормальн?, ?сами?себе ?чт?? ?тако?случае мы буде?довольствовать? свои?собственны?общество?
* ?свое?исследовании Бе?Миюскови??самы?различны?точе?зрен? последовательн?рассматривае?одиночеств? уединенность, изоляци? ?хо? по?ти?одиночеств?встречается во многих контекстах, употребляет? ?различными це?ми, само по себе он?остает? неизменным по свое?сущности.
* Та?же ка??внешне наблюдаемая физическ? гравитац?, одиночеств?оказывается то?утонченной сило??психологическо?сфер? зачастую весьма коварной ?вероломной, которая движет нами. Челове?не только психологически одинок, но ?метафизическ?изолирован. Не имеется ?виду, чт?мы пост?нн?думаем ил?чувствуе? чт?мы пост?нн? каждую минуту одинок? мы действительн?одинок? но не всегда осознаем свое одиночеств?
* Существует возможная ?значим? противоположност?одиночеств? ?именно «общность», объединенн? интересо?(когд?наше сознание направлено вовн??«экстр?рефлексия?, преследованием «цели» ил?удовольствие?от близости друзей. Таки?образо? одиночеств??принципе верифицируем? поскольк?он?имее?свою осмысленну?противоположност? Когд?я нахожусь ?обществе близкого друг??мы об?наслаждаем? общением, вполне очевидно, чт?я не одинок. Следовательн? всяки?ра? когд?мы испытываем истинное чувств?дружбы, одиночеств?не осознает? нами, хо? он?те?не мене?служит ка?«структурное?(ил?«трансцендентное? услови?возможност?дружески?отношени?
* Любопытн? чт?до недавнег?времен?психолог?сравнительно мало говорили об одиночеств? Фрей? например, лишь слаб?коснул? этог?вопрос? Предлагаемый ниже отрыво??одно из немногих высказываний Фрейда, посвященное проблеме одиночеств? Первым?фобиями ?дете? связанным??внешними условиями, являют? боязн?темнот??одиночеств? Перв? из ни?зачастую сохраняет? на протяжени?всей жизн? об?вызван??ребенк?ощущение?отсутств? любимого человека, которы??нчит ег??скажем, ег?матери. ?слышал из соседней комнат? ка?ребено? испугавший? темнот? звал: «Говор?со мной, те?! ?боюс???«Зачем? Для чего? Ты вс?равн?ме? не видишь? На эт?ребено?отвеча? «Когда кт?то говори?со мной, становит? легче». Таки?образо? ощущение, испытываемое ?темнот? превращает? ?боязн?темнот?
* Боле?подробны?анализ сущности чувств?одиночеств?да?Анно?Фрей? Дети не боятся смерти, по крайне?мере больше всег?прочег? потому, чт?не понимают ил?не представ?ют себе, чт?може?означать полное отсутствие сознан?. Но темнот?их пугает задолг?до того, ка?он?начинают понимать, чт?може?последоват?за смерть? Дети первоначальн?принимаю?свое бессмертие ?вечность ка?нечт?само собо?разумеющее?. Но темнот?ужасае?их, иб?он?символизируе?одиночеств? Следовательн? дети зачастую боятся идти спат?не потому, чт?боятся заснут??больше не проснуть?, но скорее потому, чт?их пугает перспектив?сохранять сознание ?быть пр?этом одиноким?
* Мы не боим? смерти, мы боим? одиночеств? На?не пугает мысл? чт?наши чувств? наше сознание не буду?существовать ил?функционироват? ?противно?случае каждый из на?боялся бы засыпать каждую ночь. Но мы не боим? этог? Ка??дети, мы не боим? потери сознан?, но боим? остать? одни, страшимся длительног?сост?ния изоляци? которо?част?символизируе?одиночеств??темнот?(Дж. Конрад. Сердце тьмы). Чт?на?ужасае??смерти, та?эт?возможност?продолжения нашего сознан?, но ?полном одиночеств? Мы представ?ем сами?се? ка?неко?солипсистско?сознание, обитающе??одиночеств??темной (ил?светло??не имее?значен?) вселенно? скитающееся по необитаемы??бескрайним простора?пространства (темнот? ?времен??абсолютной пустот? ка?одну-единственную ощущающу?монаду, беззвучн?отражающую от затемненны?окон сознан? вселенну? гд?не?ни души, кром?одно?единственной ?наше?души.
* «Мерцающие души уплывают проч? он?то ярч? то бледне??угасаю??проносящемся вихр? Одна погибл? крошечная душа, ег?душа. Он?вспыхнул??погасл? забытая, погибш?. Коне? мрак, холо? пустот? ничто» (Дж. Джой? Портре?художник??юности). Во?чего мы (каждый ?отдельност? боим?; не милосерд? предающего забвению небытия, не смерти ?сократовской «ноч?бе?сновидений? скорее всег? мы боим? осознания «небыт?? сознан? нашего индивидуальног?одиночеств? изоляци? не отражающей? ?теплых чувствах ?«рефлексивно?свете» другог?сознательног?существа.
* Свет ?эт?пространственный посредни?«через?которы? «посредством?которого ил?«в?которо?мы може?убедиться, чт?не одинок? темнот?же, по контраст? заключае?на?во внутренней солипсистско?данности. Стремление ?общени??другим сознание? наличи?которого являет? взаимным подтверждением нашего собственного существования, становит? не че?иным, ка?оборотно?стороной потребност?избежать одиночеств? Эт?потребност?зарождается на самы?ранних стад??возникновения сознан? ?индивида. Когд?ребенк?лишают человеческой привязанности, наступае?сост?ни? известно?по?название?маразм?(Coleman, 1964), имеюще?ка?физиологически? та??психологически?симптомы пр?влен?, сохраняющие? на протяжени?всей жизн?больного. Эт?сост?ни?возникае??результате отстранения ребенк?от внешнего человеческог?участия ?человеческой отзывчивости ил?намеренног?лишения ег?признания ка?существующег?существа.
* Хо? Фрей?сравнительно редк?высказывал? по проблеме одиночеств? он те?не мене?предложи?интригующу?модель, ?помощь?которо?можн?подойт??рассмотрению одиночеств??ка?чувств? ?ка?теоретического конструкта. Из этог??проистекае?мо?убеждени? чт?любо?индивидуальное сознание пронизан?основополагающим, изначальны? глубинны?чувством (ил?идентичной ем?структурой) возможност?уединения ?одиночеств?
* Ка?только челове?понимает свое истинное сущностное положени???то?мере, наскольк?он ег?понимает, он становит? безнадежно одиноким. ?свое?недавн?предпринято?исследовании одиночеств?Вейс [Weiss, 1973] рассматривае?ег? ка?если бы данный феноме?бы?просто болезнью наподоби?любо?другой болезн? ?связи ?этим он заявляет: «Тяжкое одиночеств?оказывается стол?же распространенным, ка??простуда зимой». Если одиночеств?есть болезн? то, следовательн? он??неестественное сост?ни? то есть тако?сост?ни? которого, ?счасть? можн??избежать. ??само?деле, небольшо?по объему исследование Вейс?снабжено целы?перечнем средст??снадобий, которыми могу?се? пользовать сироты, старик? разведенны??прочие категори?населения ?те? чтоб?уменьшит??преодолеть приступы одиночеств? ?соответствии ?этой модель?одиночеств? очевидно, расценивается ка?почт?чт?сугубо медицинская проблема. Та?же ка?недоедание опреде?ет? недостатко?пищи, та??одиночеств?рассматривается ка?недостаток пр?тельских отношени? Межд?те?одиночеств?предстае?ка?боле?явное (грубое) искажени?человеческог?бытия, пронизывающе?индивидуальное человеческое существовани? Одиночеств??не болезн??медицинско?ил?даже социологическо?смысле слов?
* Скорее всег? он?коренится во внутренней природ?человека, ?само?ег?психологическо?конституци? Чувств?голода, ?пример? само по себе ?не болезн? наоборот, эт??физиологическо?сост?ни? сост?ни?конституци?человека, проникающе??структур?ег?сознан?.
* ?свое?блес?ще?статье ?просты?название?«Одиночество?Фрид?Фром?Рейхма?отмечает, чт?ко времен?написания данной работы ?исследован??по психологии практическ?не рассматривалос?по?ти?патологическог?одиночеств? То?факт, чт??появление?ее работы ситуац? ?этой област?нескольк?улучшилась, достаточно ясн?свидетельствуе??несовершенстве психологии ?социологии. ?эт?не просто теоретическая близорукость ил?просче? ?своего рода методологическ? трагед?. Трагед? не потому, чт?одиночеств?становит? скрыто??трудно распознаваемой болезнью ?врод?сифилиса, вызывающег?общественное замешательство,?которая, будучи распознанной ?диагностированно? поддается излечени? Мы никогд?не «излечим?одиночеств? Но, осмыслив ег? мы сможем лучш?по?ть человека, поскольк?истина заключается ?то? чт?челове?по свое?сути ??метафизическ? ?психологически ?одинок. Сарт?рассужда??то? чт?мы осуждены быть свободными; но мы ещ?боле?непоправим??безнадежно приговорен??полнейше?изоляци? Таки?образо? несмот? на претензи?психологии ?социологии изучат?человеческие сост?ния ?социальную реальность, совершенно очевидно, чт?названны?дисциплины упустили из виду эт?существенную структур?человеческог?сознан?, сознан?, сформированног?глубоким ?изначальны?одиночеством.
* Но Фрид?Фром?Рейхма? конечн?же, не виновата, когд?он?отрицает то, чт?называет «дезинтегрирующи?одиночеством? «Стремлени??взаимной близости,?отмечает ? Фром?Рейхма??сохраняет? ?каждог?человека ?детств??на протяжени?всей жизн? ?не?ни одного человека, которы?бы не боялся ег?поте?ть?[Fromm-Reichmann, 1959]. По ее мнению, парализующее переживани?«настоящего одиночеств?имее?мног?общего ?некоторыми другим?настораживающими сост?ниями сознан?, такими, ка?паника. Люди не могу?переносить подобные сост?ния како?бы то ни было длительный период времен? не становясь психотикам?..?[Fromm-Reichmann, 1959].
* ? Фром?Рейхма?соглашается ?Людвигом Бинсвангером ?Харр?? Салливаном ?то? чт?«обнаженно?существование», «обнаженны?ужас?одиночеств?може?быть ещ?боле?понуждающи?стимулом, че?общепризнанные физиологически?потребност?человека: «Кажды? кт?встречал? ?людьми, подавленными реальным одиночеством, понимает, почему люди ?больше?степен?боятся остать? одиноким? че?голодным? ил?лишенным?сн? ил?же сексуально неудовлетворенными...?
* Первоначальн?сознание есть бессознательно? нерефлексивное отождествление индивидо?се? со всеобщностью наличног?бытия. Однако постепенно, ?меру осознания того, чт?наши желания не всесильн? чт?мы конечн??ограничены, индиви?приходит ?принципу реальности. Он начинает делать различ? межд?свои?«Я??«други?Я» (гегелевски?принци?отрицания). Эт?«здраво» ?необходимо само по себе ?веде??«реалистическому?различию межд? ? рефлексивным «Я? ? неодушевленным?объектам? ? другим?«Я? прежде всег?межд?индивидо??ег?матерь? Но: «Есл?ребено?окруже?только восхищение??любовь??ничего не узнает ?внешне?мире, ?него може?развиться уверенност??свое?величи??значительности, которая веде??нарциссистическо?жизненно?ориентации: убежденности ?то? чт?жить ?значит быть любимы??вызывать восхищение. Эт?мания величия ?нарциссистическая установк?буде?неприемлем?для окружающих; он?отве??на не?враждебность??изоляцией нарциссистическо?личности.
* Образующ?? ?глубок?укореняющ?? триада ?нарциссизм, мания величия ?враждебность ?лежи? согласно Зилбургу, ?основе всех трагедий одиночества» [Fromm-Reichmann, 1959].
* «Здравый рассудок?зависи?от хитроумног?баланс? от сохранен? различ? межд?свои?«Я??внешни?миро? другим?«Я? Нарушьте эт?хрупко?равновесие изоляцией индивида, ??результате получите озабоченност? которая, если ее усилит??продлить, завершит? полной дезориентацией личности.
* «Будуч?одинок??изолированны от других, люди испытывают стра?пере?возможностью утратить свои границ? поте?ть способност?различат?субъективное «Я??объективны?окружающий мир» [Fromm-Reichmann, 1959]. Лучшим исследование?одиночеств?из уж?имеющихся можн? наверное, считат?сочинени?Джеймс?Ховард?«Клетк?телесног?цвета» (1975). Конечн? метафизическ? предпосылк?выводо?Ховард? касающих? сущностног?одиночеств?человека, основана на понимани?человека ка?самосознающего существа, фактически единственног??животном царств? Согласно Ховард? мы замкнуты ?оболочке крайне?субъективности [Howard, 1975] Мы никогд?не сможем полность?преодолеть подобную изоляци? но сможем уменьшит?ее. ?мы стремимся ?этом? объеди?ясь ?разрыв? данную оболочку. Мы пытаем?: ? «вобрать??се? «другого?ил?? «вырвать? за предел?свое?клетки ?установить контак??существо??другой клетке. Мы достигае?этог??помощь?общения, прикосновением, самовыражением, трансценденцие?ил??помощь?како?либо другой форм?(направленног?вовн? действ??[Howard, 1975]. «В каждый данный момент времен?мы функционируе?межд?двумя основным?полюсами полной всепоглощающей замкнутост?нашего мира ?абсолютног?выхода из свои?границ; мы лезе?из кожи во? выворачиваем? наизнанк? чтоб?объединить? ?те? чт?находится за пределам?нашего непосредственног?знан?? Сознание обладает двойно?сило? он?може?быть обращено вовн? быть «экстрарефлексивным», ил?же он?може?быть обращено вовнутрь, ка?«интрорефлексивное? рефлексивн?осознавать само?се?. Когд?он?предстае??последне?качестве, он??звим?для чувств?одиночеств? ?одно?сторон? он?стремится вовн? ?другой ?сталкивает? со свое?трагическо?сущность? свои?«солипсистским?узилищем.
* Чт?касает? способност?проникновения ?ситуации крайнего одиночеств? то здес?социолог? остает? далеко позади психологии. ?«Одиноко?толпе» Дэви?Рисмен ?ег?единомышленник?врод?Вейс?сводя?одиночеств?почт??болезн?ил?по крайне?мере ?причудам ?определенных социальных структурах. Он?полагают, следовательн? чт?хо? интроверты, ?ещ?больше экстраверт? зачастую испытывают острое чувств?одиночеств? эт?не относится ?традиционным типа?общества, гд?жизн?индивида организована прежде всег?вокруг сост?ще?из многих поколени?семь? племен?ил?общины; индиви??тако?обществе находится ?заданной, наделенной значен?ми социальной структур? выработанной ?контекст? соотнесенном ?органическим?основаниями общества ил?сообщества [Riesman, 1950]. Тако?челове? по мнению Рисмен??ег?стороннико? не одинок ?не покину?людьми. Некоторы?замечания Эрих?Фромма [Fromm, 1941] представ?ют? боле?проницательным? че?вышеизложенные. ?ни?мы опять находи?уж?встречавшиеся темы: потребност?индивида соотносить? ?внешни?по отношени??нему миру стол?же насущн? ка??боле?част?признаваемые биологически?стимул? «чувство полног?одиночеств??изоляци?веде??умственным расстройства?та?же, ка?физическое голодани?веде??смерти? Но Фром?добавляет ко всем?этом??нечт?ново? Морально?одиночеств?опреде?ет?, по Фромму, ка?неспособност?индивида соотносить? не обязательно только ?другим?людьми, но ??ценнос?ми ?идеалами вообще. ?этой связи Фром?отмечает, чт?мона??монастыр? ве?щи??Бога, ил?политический заключенны??камере, чувствующи?поддержк??солидарность, не одинок? Действительн? «религ? ?национализ? ка??любая традиц?, любо?убеждени? какими бы абсурдными ?унизительным?он?ни были, если только связывают индивида ?другим?людьми, становятся для человека убежищем, защито?от того, чего он больше всег?страшится,?одиночества».
* Подобн?Ховард? Фром?прослеживает истоки чувств?крайнего одиночеств?вплоть до «факта субъективног?самосознан?, навыка мышлен?, ?помощь?которого челове?осознает се? ка?индивидуальное цело? отличное от природ?других людей». Челове? однажд?«достигнув уров? индивидуальног?самосознан? ?установи?свое уникальное личностное тождеств? неожиданно сталкивает? со свои?абсолютным одиночеством. Но «так же, ка?ребено?никогд?не може?физическ?вернуться ?материнску?утробу, взрослый челове?никогд?не може?психологически обратить вс?ть процес?индивидуации? ?этом заключается человеческ? дилемм? челове?должен стремить? ?отделени?своего «Я?от аморфной «области?сознан?, сформированной на стадии «океанического чувства», но, однажд?достигну?такого отделения, он зате?сталкивает? ?мыслью, чт?больше не «сопричастен?целому. ?челове?пускается ?самоотверженны??безнадежны?путь наза??«абсолютному бытию» ?единству ил?по крайне?мере время от времен?пытает? эт?сделат? ?этом смысле даже самы?отчаянные анархист??политические террористы вовлечен??борьбу за то, чтоб?быть сопричастным?чему-то боле?стабильном? че?собственно???
Одиночеств??экзистенциальной психологии.
Известны?психотерапев??Ялом выде?ет тр?типа одиночеств?(изолированност?:
1. от се? (внутриличностное), челове?убегае?от како?то част?се? (напр. свои?сильны??расстраивающих переживани?, возводя барьер?межд?частями своего ? Эт?происходит не только когд?челове?хоче?защитить? от непр?тных чувств ил?мыслей, но ??случ?? когд?он отрицает собственны?желания, следуе?за «правильно?ил?«нужно??не дове?ет себе.
2. от других (межличностно?, челове?убегае?от отношени??другим?людьми ?понимания, чт?он живе?не та? ка?ем?этог?хочется. Причин этог?може?быть нескольк???то?числ?неумение строит?близки?отношения, стра? личностные особенност??предыдущий опыт отношени??др.
3. от жизн?(экзистенциальное), челове?прячется ?толп?от грусти ?тоск?от осознания, чт?никт??ничт?не смогут дать вечног?смысла, радост??вниман?. ?него могу?быть скол?угодно хороши?отношения ?членам?семь??собо? Однако, он приходит ?понимани? чт?только он са?несе?ответственност?за жизн??чт?никаки?отношения не смогут дать полног?понимания ?пост?нной любв? ?эт?ситуацию ничего изменить не може? Эт?связано ?те? чт?ничт?не сможет отменить жизненны?факт ?наше экзистенциальное одиночеств? ?осознани?этог?факт?приходя?не только старик? Этот вопрос возникае?пере?нами, когд?уходя?из жизн?близки??важные для на?люди, ?мы остаем? одни. Он врывается вихрем ?нашу жизн?ка?посл?трагически?событи? Част?посл?этог?мы чувствуе?стра??беспомощност?пере?че?то боле?могущественным ?иногда понимаем, чт??жизн?не?ничего пост?нног? всегда соответствующего наши?ожидан?? ?если мы пойдем дальше, то може?увидет? чт?мы весьма ограниченн?може?вл?ть на хо?наше?жизн? поскольк?должны ?одиночку ст?ть пере?силами природ??общество?
* На первый взгля?ситуац? кажется безысходно? Може?возникнуть ощущение, чт?любы?отношения не имею?смысла ?мы обречены влачит?печально??жалкое существовани?отшельнико? бредущих по одинокой пустын? Однако если посмотреть глубже возникающего ?начале страха ?беспокойства, то не вс?кажется таки?тупиковы? Попробуе?разобраться. Начнем ?того, чт?тако?экзистенциальное одиночеств? Если обобщить идеи философо??психологов этог?направления, то можн?сказат?чт?он?рассматриваю?человека ка?творца собственно?жизн? встречающего? ?вечным?вопросам?существования (смерти, свобод? ответственност? одиночеств?, ищущег?смыс?свое?жизн??являющегося больши? че?сумм?ег?состав?ющих (характер, темперамен????) Экзистенциалисты такж?гово???даннос??бытия, одно?из которы??являет? одиночеств? Какими бы ни были удовлетворительным?отношения ?другим?людьми ??собо? челове?вс?равн?остает? изолированны?
* Приним? ответственност?за свою жизн? ?на?приходит понимани? чт?только мы сами, ?не кт?то другой, являем? творцо?ее. Эт?осознани?приводит ?сильному переживани?одиночеств?- ведь никому ?ничему не?дела (по большому-то счет? до моей жизн?! Филосо?? Хайдегге?говори?об этом ка??вброшенности ?ми? ?которы?на?поместил?бе?нашего соглас?. ?хо? мы сами творим свою жизн? он?вс?таки ограничена те? чт?мы делаем эт??одиночку. Вс? чт?есть ?человека эт?мужественное приняти?на се? частичного груз?экзистенциальног?одиночеств??стоическое проживание ег?
* Ещ?одни? наиболее распространенным ?мощным способом огражден? се? от экзистенциальног?одиночеств?являют? отношения. Несмот? на то, чт?не существует отношени? которы?смогли бы уничтожить изоляци? велики?отношения, по словам мыслителя ? Бубера, могу?пробит?бреш??барьерах одиночеств? смягчит?ег?суровы?зако??перебросит?мост от одного самост?тельного существа ?другом? Об этом же пише??Ялом: мы плывем ?темном океане Жизн?одиноким??свое?лодк? Однако на?приободряет то, чт?мы види?свет таки?же плывущих ?до?лодо?
* Мысл??то? чт?признани?собственного одиночеств??наличи?способност?стойко ег?встретит?позволяют человеку строит?поистине человеческие отношения, основанные на любв? понимани??довери? встречается ка??философско? та??психологическо?литературе. Може?возникнуть вопрос «а на основе чего же ещ?можн?строит?близки?отношения, кром?ка?не на любв??понимани??
* ?обществе есть тенденци??обезличивани?человека. ?потоке новостей ?информации, потоке развлечени? потоке изучен? наукам??человеке своего объект?(?неизбежног?упрощения, необходимого для научно?работы), ?ритм?мегаполисо? мы забываем ?то? чт?пере?ни?тако?же, ка??я са? живо?челове?
* ? Бубе?выдели?дв?типа отношени? «Я-Ты??«Я-Оно». Последни?ти?взаимосвязи - эт?отношения бе?взаимности, гд?другой эт?средство, функция, объект. Этом?Бубе?противопоставляет «Я-Ты?отношения, которы?построен?на взаимности ?включающие переживания другог? Различ? межд?эт?типами отношени?лежа?не только ?их природ? но ??то? чт?есть «Я??каждом из ни? Пр?отношения?«Оно?челове?не полность?находить? ?«отношен?х» - он удерживает част?себе, ?? ?этом случае он занимает? категоризацией, анализом ?оценко?об «Оно? ?таки?отношения?другой челове?(«Ты») цене?не са?по себе, ?рассматривается только ?точк?зрен? того, наскольк?он удовлетворяет каку?то мо?потребност? ?? становиться безлично?функцией («Оно?.
* Основной способ переживания «Я-Ты?отношени?- диалог. ?не?«кажды?из участников имее??виду другог?ил?других ?их особом быти??обращает? ?ни??намерением установить живы?взаимоотношения межд?собо??им? Когд?же челове?использует другог?для решения свои?пробле? то тако?общени?есть «монолог? замаскированны?по?диалог?
Одиночеств??гуманистическо?психологии.
? Маслоу - один из основателе?гуманистическо?психологии - считал, чт?действ? человека опреде?ют? двумя типами мотиво? восполнени?дефицита ?рост. Он выде?нескольк?характеристи?человека, ориентированного на рост. Сред?ни? способност?реализации собственного потенциала, большая самодостаточност? меньшая зависимост?от подкреплен? сред? меньшая потребност??межличностны?отношения? восприяти?люде?не ?позици?полезности («использован??, ??позици?уникальности каждог?человека. ??, эт?люди руководствуются не социальным? ?внутренним?ориентирам? Исхо? из этог? Маслоу выде??дв?типа любв?- бытийную ?дефицитарную. Сравнивая эт?типы Маслоу считал, чт?для бытийной любв?характерны: миниму?тревог?враждебности, независимост? автономность, миниму?ревности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость.
* ? Фром? ?одно?из свои?блес?щи?рабо?«Искусство любви», такж?затрагивае?вопрос ?то? чт?должны представ?ть из се? ненуждающиеся отношения. Фром?считае?экзистенциональную изоляци?причиной серьезного беспокойства человека. Рассматрив? то, ка?человечество ?ходе своего развит? преодолевало эт?изоляци? Фром?пише? чт?ни творческ? деятельност? ни оргиастические сост?ния, ни следован? обыч?? ни верования?группы не являют? достаточными для этог?преодоления - он?были лишь частичными ответами. Полный же отве??эт?достижение единен? ?другим человеко??любв?
* Фром?отлича?«симбиотическо?сл?ние», пр?которо?ни один из партнеро?не являет? целостны??свободны? от «зрелой» любв? Послед?я есть союз пр?услови?сохранен? индивидуальности, гд?двое становятся одни??вс?же остают? двумя. Об этом же пишу??некоторы?другие авторы. ? Ранк гово? ?рост?человека, пише??не?ка??процессе отделения. Наша жизн?начинает? ка?сл?ни?яйцеклетк??сперматозоидов, продолжает? ка?физическ? связь ?организмом матери чере?пуповину ?развивается дальше ка?эмоциональная зависимост?от родителе? Выраст?, челове?начинает вс?больше полагать? на се?, отде?ет се? от других ?становит? независимы? Однако платой за эт?отделени?являет? одиночеств? Понимая эт? многие выбирают оставать? незрелым? зави?щими от отношени??родите?ми ил?нахо??им замену ?супруг? Таки?образо? стре?щийся ?рост?челове? нахо?сь ?отношения? должен решать дв?задачи: научиться быть ?другим человеко? не слив?сь ?ни? ?не сводит?другог?до средства, спасающего от одиночеств?
* Челове?способен любить, только если свободен от ?да ограничени? Для Фромма он?сост???следующе? Мы част?воспринимаем ми??люде??не??точк?зрен? их полезности ил?опасност?для на??не замечаем их ценности ?независимост?от того, чт?он?на?дают. ?другой сторон? на способност?любить оказывае?вл?ни?социальное окружени??взгляды родителе? впитанны?нами ?детств? Эт?отчетлив?видн??некоторы?случ?? гд?брак?совершаются не на небеса? ?на семейных совета? Любовь - эт?активный процес? основанный не на «получении? ?на отдаче; участи? ?не увлечени? Для зрелой любв?такж?характерны забота, отзывчивость ?уважение.
* Таки?образо? внутреннее сост?ни??пост?нное развитие самого лю?щего являет? важным условием построен? зрелых, свободны?от нужд?отношени? Во?некоторы?внутренние качества, способствующие этом? вера ?се?;
пост?нн? активность (здес?важн?различат?внешню?сует??внутреннюю деятельност? ?которо?лю?щи?находится ?сост?ни?пост?нног?активног?интереса ?любимому человеку);
осознанное отношени??себе ?жизн?(чт?достигается пост?нным самоисследование??внимательным отношением ?тому, чт?происходит ?жизн?;
избегани?внутренней лени (напр. ?форм?откладыван? чего-то на пото? ил?пустог?времяпровождения);
творческое, созидательно?отношени??жизн?
смелость считат?определенные ценности достойными высшег?вниман?, ?такж?смелость делать эт?ценности важнее безопасности, спокойствия ил?привычного образа жизн?
бескорыстное отношени??другом? не искать ?не ждат?от него похвал? восхищен?, власти, сексуально?разрядк??проч.;
«любовное» отношени?ко всем? любовь не ка?особенно?отношени??какому-то одному человеку, ?ка?жизненная позиция.
* Приняти?факт?«неисправимости» экзистенциальной изоляци??сильны?переживани? связанных ?этим, помогает внутренняя сила, ощущение собственно?ценности ?твердо?знание се?. Если же эт?не удается, то мы начинаем различными обходным?пу?ми искать безопасности. Чаще всег?эт?происходит чере?отношения, ?которы?другой челове?использует? для «спасения?от одиночеств??удовлетворен? каки?либо потребностей.
* Другой способ уход? связа??потере?се? чере?погружение ?другог?человека, работу, за?ти? социальную ил?религиозну?структур?(партию, сект? неформальное объединени??проч.) Сюда же можн?отнест?стра?отличать? от других ?быть подобным остальны??одежде, поведени? ценнос????? Однако эт?не только не «спасает? но ?делает жизн?такого человека несчастной. Он не только жертвует собо?ради зыбког?ощущен? ложног?единства ?ке?то ил?че?то. Он ещ??не понимает, чт?находится ??жело?положени? поскольк?он выбрал поте?ть се?.