Почему на Руси храм?многоглавы?/b> |
Храм двадцати?тиглавый Покров?Богоматери на реке Вытегр?/em>
Кижски?храм увенча?сложнейшей системой, расположенны??4 яруса двадцати двух больши?чешуйчатых глав.Вс?сложны?конструкци?церкви выполнен?топоро? преимущественн?бе?использования гвозде? Сохранилас?легенд??мастер?Нестор? которы? завершив свое творение, забросил топо??воды Онежског?озер?со словам? «Не было, не??не буде?тако?raquo;. Кижски?храм призна?ЮНЕСКО «Па?тником мирового художественног?наслед?». Он пока стои? но ег?намерены раскатат?по бревнышк? ?пото? если получится, собрат?заново. Один храм мы не уберегли, второй може?поте?ть…
Кижи
Но чт?эт?за храм? Хорошо ли мы ег?знае?
Русски?Севе? получи?за??древнерусско?культуры во времен?Великого Новгород? посл?присоединения Новгород??Московском?государств?оказал? на перифери? обособил? ?потому сохраня? аккумулирова??себе древни?славянски?культурные традиции.
Не случайно былины времен Киевской Руси X — XII веко?сохранилис?именно ?Заонежье до середины XIX века…
Первым ?происхождени?многоглавия православных храмов написа?архитектор ?? Мокеев:
«?Византии, откуда пришло ?на?христианство, не было многоглавы?храмов. Эволюц? форм церкве?дошл?до ?тиглав?, причем до X — XI веко?эт?было ещ??тикуполь?(купола не выглядели главам? та?ка?имел?низкие световые барабаны ?снаруж?от земл?почт?не были видн?». Многоглави?культовы?сооружений — явление исключительн?русско? славянско? Ни Европа, ни Ри? ни Визант? не имел?многоглавы?церкве? тогд?ка?на Древне?Руси впервы?христианские церкви строилис?из дерева ?многоглавыми на местах бывших языческих святили?hellip;
ри?1 Храм ?византийском стил? ри?2 Многоглавы?Покровский собо?/em>
?центральны?русски?княжества? начиная ?XII века, постепенно утверждают? каменные трехнефные церкви крестово-купольного типа, увенчанные традиционным для Византии ?тиглавие? Церкви строилис?одно- ?двуглавыми, строгого канона не было, но если храм бы?многоглавы?(ка?собо?Василия Блаженного ?Москве), то основной ег?объе?сооружал? не по крестово-купольно?схем? ?возводилис?объемы, традиционные для дере?нных срубны?построек, только ?ином материал?— ?кирпич? камн?.
Исследовател?славянского язычества убеждены, чт?«для первоначальных… форм языческог?культа типичн?водружение идолов ?священных роща? окруженных частоколом ил?рвом кольцево??план?форм? ..
Академик ?? Рыбако?подробно анализируе?типы языческих святили?Древне?Руси ?называет сред?ни?«Холм», «Родник», «Капище», «Крад?raquo;, «Требищ?raquo; ?«Хоромы — храм»: «первоначальным смысло?слов?«хоромы» мн?представ?ет? круглая постройк?raquo;…
Хоромные языческие здан? ?сооружен? наверняка существовали ?дохристианские времен? но ни археологически?раскопки, ни письменные свидетельств?не позволяют утверждать, чт?он?сооружалис?многоглавыми. Откуда же явилось многоглави? если ег?не было ни ?католической Европе, ни ?православной Византии? Нечт?ново?ни из чего, из пустот?не появляет?!
Значит, было на языческой Руси «чт?то», из чего естественным путе?возникло стол?уникальное во всей мирово?культуре многоглави?первых русски?православных храмов, сохранившееся на краю славянско?ойкумены до начала XVIII века!
ри?1 План ?рисуно?— реконструкция языческог?святилища на восемь костри??Перыни.
ри?.2 Схем?восьмериково?кругло?церкви ?«двадцати стенах» ?рисуно?главно?Преображенской церкви ?Тихвинском посаде. 1665 го?
ри?3 Храм Василия Блаженного ?Москве. План ?общи?ви? 1556 го?
Археологически?раскопки последни?де?тилети?позволяют утверждать, чт?восьмери? восьмичастная композиц? — характерная черт?языческих культовы?сооружений дохристианской Руси.
Раскопки Ржавенског?святилища IX — XII веко?(Черновицкая област?, Городица-святилища Боги?на реке Збру?(знаменитый Збручски?идол) ?на святилище Перуна по?Новгородом ?Перыне дают на?первый материальный толчок ?реконструкци?истоко?православног?многоглавия.
Независимо?письменное свидетельств?Адам?Олеария, побывавшег??Новгород??1654 году, дает второй толчок ?логическим построен?? «?на то?мест? гд?ст??этот их идол, построен монастыр? удержавший имя ?названны?Перунски?монастырем… ?знак поклонен? этом?божеству содержал? неугасимый ни днем, ни ночь?огон?из дубового леса. ?если служител?пр?этом огне по нерадени?допускал огон?потухнут? то наказывался смерть?raquo;.
?сочетани??археологическими данным?эт?описан? действий на языческих капища?позволяют предположить, чт?многоглави?первых христианских храмов явилось пластическим переосмысление? воплощение??ином материал?древни?языческих костро? которы?неугасим?горели на этих святилища??языческие времен?
?основе этих языческих капи?бы?искусственны?холм, которы?оп?сывался неглубоким восьмилепестковы?рвом ?форм?восьмерика; ?центре холм?устанавливал? главны?идол, ?по граня?восьмерика горели пост?нные костры.
Луковичн? форм?главок русски?православных храмов значительн?отличает? от плоски?купольны?перекрытий византийских церкве? главки обжаты сниз? диамет?главок ?само?широко?част?почт?всегда больше барабана, которы?главку поддерживает, чт?никогд?не встречается ?византийских церк?? ?поздни?времен?главки част?золотили ил?покрывал?медным?листам? отчего он?словно «горели» на солнце, цветом ?формой создав? иллюзи?го?щи?костро?
Храм Преображен? на остров?Кижи — единственный сохранившийся до наши?дней типа «круглы??двадцати стенах». ?основе ег?центрального объема лежи?восьмери? кажд? гран?которого кончается бочкой ?венчается главко?луковичной форм?
Композиционн? схем?Преображенског?храм?зародилась ?языческие времен??идет от композиции языческих святили? Наиболее ярк?пластическую ?композиционную связь языческих святили??православным многоглавием подтверждает де?тиглавое завершение восьмерика Покровског?храм??Кижа? Прямо?воспроизведени??дереве форм, рожденны?огне?языческих костри? минуя византийские циркульные купола на низких барабана?
Перево?живого ог? языческог?капища ?дере?нную луковичную главку мн?не кажется надуманным, та?ка?подобное пластическое мышление свойственн?не только славянско? но ?всемирно?архитектур?
Классический пример — древнегреческая ордерн? архитектур? когд??камн?имитировалис?изначальны?дере?нные форм? которы?поте?ли конструктивный смыс??приобрел?чист?декоративную функци?
Ещ?одни?доводо??защиту моей идеи — связи многоглавия православных русски?храмов ?композицие?славянски?языческих костри?святили?— можн?считат?об?дову?практику Русско?Православной Церкви. Ни католическ? церков? ни протестантск? не используют ?тако?большо?объеме го?щи?свеч??лампад? ??православных храмах го?щи?свеч?— обязательны?символ молитвенного сост?ния прихожанин? Даже сама форм?церковного подсвечник?на де?тк?свечей че?то похожа на миниатюрну?модель языческог?святилища-кострища. Язычески?пантео?кня? Владимир?включа?шест?божест? исключен?были таки?известны?по Збручскому идол?важные божества, ка?Ро??Воло?Веле? быть може? именно ?их чест?горели кострища ?Перыни, ?святилища?Боги??Ржавенском святилище.
Тогд?становит? по?тн?схем?8+1 — восемь божест?плюс одно (Ро?) главно? Отсюда возникло тринадцатиглавие первых православных храмов — 12 (апостоло? + Христо? На основе этог?подход?можн?«расшифровать» многочисленное ?тнадцатиглавие, ?которо?подразумевал? Деисусны?чи? Спас ?Сила?(1) + Богородица ?Иоан?Предтеча (2) + Апостолы (12) = 15.
Крестьяне Русского Севера не могл?передавать из поколения ?поколени?эпически?песн?времен языческой Руси, вырезать на дере?нных причелинах церкве? из??амбаро?орнамент??древне?языческой символикой ?одновременно мыслит?архитектурными формам?европейского барокк?XVII века, которо?насаждалос?зодчим? приглашенным?Петром I. Культура каждог?этноса — явление целостно?
Рубрик? | История цивилизаци?/a> |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |