От составителя
«Лествица» — одна из самы?известны?духовных книг, по которо?во?уж?почт?1500 ле?учат? бороть? ?успешн?бо?тся со страстями православные христиан?
Значение этой книг?та?велико, чт?отрывк?из не?должны читать? на великопостно?богослужении, ?её создател? опытно прошедшему путь духовног?восхождения, посвящена 4-я Неде? Великого пост?/a>.
Надо помнит? чт?книг?эт?— преимущественн?монашеск?, иб?перв? же её глав?посвящена отречени?от мира. Женаты?челове?сравнивает? ?не??имеющи?оков?на рука??на нога?(1:20), ?мирски?добродетеля?дает? невысокая оценка, ка?совершаемы?напока??питаемым водами тщеславия (2:6).
Для чего на?посылают? болезн? почему мы част?не получаем просимое, какова связь межд?уныние??тщеславием?
Заче?же тогд?ми?на?читать её, если некоторы?из сугубо монашеских книг неполезн?ми?на? ка?способны?ввести их ?мечтан? ?неисполнимых подвигах? Положительны?отве?на этот вопрос состои??то? чт??«Лествице» подробнейшим образо?разобран?«генеалог?» каждой страст? которы??миру цветут несомненно боле?пышным цветом, че?за монастырским?стенам? Особенно хотелось бы отметить 26 глав? ?которо?предельн?чётк?описан?действ? различны?страстей ?греховны?помыслов.
?на?ве? проповедующи?вседозволенность, раскрепощенность ?«самореализацию», потребуется долгое время, чтоб?опытно познат?связь межд?блудными помыслам??об?дением ил?уныние??тщеславием (26:39), узнать, для чего на?посылают? болезн?(26:54) ?почему мы част?не получаем просимое (26:60). Каждый из этих вопросов ?современно?мире являет? дискуссионны? ?то время ка?ответы на ни?давн?существует ?приведен??этой замечательно?книг?
?потому цель?данной подборки, содержащей окол?7% «Лествицы», являет? подвигнуть современны?люде? боящихся одного прикосновения ?этой 1500-летней монашеской книг? вс?же взять её ?руки ?начать трезвенн?следит?за свое?духовной жизнью.
Слов?1. Об отречени?от жития мирского
5. Вс? усердн?оставившие житейско? бе?сомнен?, сделал?эт?ил?ради будущего царств?, ил?по множеств?грехов свои? ил?из любв??Богу. Если же он?не имел?ни одного из си?намерени? то удаление их из мира было безрассудное.
10. Благое основани?отречения от жития мирского состав?ют незлобие, пост ?целомудрие.
20. Челове?неженаты? ?только делами связанный ?мире, подобе?имеющему оков?на одни?рука? ?потому, когд?он ни пожелает, може?невозбранн?прибегнуть ?монашеском?жити? Женаты?же подобе?имеющему оков??на рука??на нога?
27. Вступивший ?первую степен? не обращайся вс?ть.
Слов?2. ?беспристрастии, то есть отложени?попечени??печали ?мире
2. Велики?стыд монаха?заботить? ?че?нибудь тако? чт?не може?принести пользы во время велико?наше?нужд? то есть во время исхода души.
6. Виде?я весьма многие ?различны?растен? добродетелей, насаждаемы?мирскими людьми ?ка?бы от подземного сток?нечистот?напаяемые тщеславием, окапываемы?самохвальством ?утуч?емые навозо?похвал. Но он?скор?засохл? когд?были пересажены на земл?пустую, не доступну?для мирски?люде??не имеющу?смрадной влаг?тщеславия.
7. Если кт?возненавидел ми? то?избежа?печали. Если же кт?имее?пристрасти??чему-либо видимому, то ещ?не избавился от не?
9. Никт?увенчанным не войдет ?небесный чертог, если не совершит первог? второг??третьего отречения. Первое есть отречени?— от всех веще? люде??родителе? второе есть отречени?свое?воли; ?третье — отвержение тщеславия, которо?следуе?за послушание?
Слов?3. ?странничеств? то есть уклонени?от мира,
?такж??сновиден?? бывающих новоначальны?/strong>
1. Странничеств?есть невозвратное оставление всег? чт??отечеств?сопротив?ет? на??стремлении ?благочести?
4. Многие, покусившис?спасат?вместе ?собо?нерадивы??ленивы? ?сами вместе ?ними погибл? когд?огон?ревности их угас со временем. Ощутивши пламен? беги, иб?не знаешь, когд?он угасне??остави?те? во тьме. ?спасении других не вс?подлежим ответу.
9. Те?мест, которы?подают тебе случай ?падени? убегай ка?бича.
27. Бесы тщеславия — пророк??снах, будучи пронырливы, он?заключаю??будуще?из обст?тельст??возвещаю?на?оное, чтоб?мы по исполнении си?видени?удивилис?? ка?будт?уж?близки??даровани?прозрения, вознеслись мыслью.
Слов?4. ?блаженно??приснопа?тном послушании
6. Когд?мы, ?намерени??разуме смиренномудр? желаем покорить се? ради Господ??бе?сомнен? вверит?спасение наше ином? то ещ?прежде вступлен? нашего на се?путь, если мы имее?скольк?нибудь проницательности ?рассуждения, должны рассматриват? испытывать ? та?сказат? искусить сего кормчего, чтоб?не попаст?на?вместо кормчего на простого гребца, вместо врач?на больного, вместо бесстрастног?на человека, обладаемог?страстями, вместо пристани ?пучину, ?таки?образо?не найт?готово?погибели.
44. Блажен, кт?волю свою умертвил совершенно ?вс?попечени??себе предал своему учител??Господ? он буде?ст?ть одесну?Иисуса Распятого.
46. Об?вляющий всякого зм? своему наставнику показывает истинную ?нему веру, ?кт?скрывает чт?нибудь, то?ещ?блуждает по беспут??
48. Кт??беседе упорно желает наст?ть на свое?мнении, хо? бы он?было ?справедлив? то?да знае? чт?он одержи?диавольски?недуго?
53. Душа, помышляющ? об исповеди, удерживает? ей от согрешений ка?бы уздо?
85. Усердн?пе?поругани?ка?воду жизн?от всякого человека, желающег?напоит?те? си?врачевство? очищающи?от блудно?похоти.
120. По качества?страстей наши?должно рассуждать, какому руководителю отдать? на??повиновени? ?сообразн??те?такого ?избирать.
Слов?5. ?попечительно??действительном покаяни?/strong>
1. Покаяни?есть возобновлени?крещен?.
31. Прежде падения нашего бесы представ?ют на?Бога человеколюбивы? ?посл?падения жестоким.
38. Призна?прилежного покаяния заключается ?то? чт?челове?почитает се? достойны?всех случающихся ем?видимы??невидимы?скорбе? ?ещ?больши?
41. Вс? ??особенност?падшие, должны беречь?, чтоб?не допустит??сердце свое неду?безбожного Ориген? иб?скверное ег?учение, внуш? ?Божием человеколюби? весьма пр?тн?лю??сластолюбивы?
Слов?6. ?па?ти смерти
2. Па?ть смерти есть повседневн? смерть.
12. Живая па?ть смерти пресекае?невоздержани??пище; ?когд?си?пресечен?со смирение? то вместе отсекают? ?другие страст?
18. Кт?стяжа?па?ть смерти, то?никогд?не може?согрешит?
24. Невозможно?для человеко?дело, чтоб?наст?щи?день провел?мы благочестиво, если не думаем, чт?эт?последни?день наше?жизн?
Слов?7. ?радостотворном плач?/strong>
8. Если ничт?та?не согласно со смиренномудрие? ка?плач, то, бе?сомнен?, ничт?стольк?не противит? ем? ка?смех.
11. На молитв?стой ?трепетом, ка?осужденный преступник стои?пере?судьей, чтоб?тебе ?внешни?видо??внутренним устроением угасит?гнев Праведного Суди?
15. Бесы боятся сетования, ка?воры псов.
18. Ложась на постел? вообража?твое возлежание во гроб?— ?будешь меньше спат? Когд?сидишь за столом, привод?себе на па?ть плачевну?трапез?червей — ?ты будешь меньше наслаждать?. Когд?пьеш?воду, не забыва??жажд??пламен?неугасающе?— ?бе?сомнен? понудишь само?свое естество.
22. Если ты не имеешь плач? то плач?об этот само?
35. Не верь слезам твои?прежде совершенного очищен? от страстей.
70. Мы не буде?обвинены, ?брат?, пр?исходе души наше?за то, чт?не творил?чуде? чт?не богословствовали, чт?не достигли видения, но, бе?сомнен?, дади?Богу отве?за то, чт?не плакал?беспрестанно ?грехах свои?
Слов?8. ?безгневи??кротости
2. Безгневи?есть ненасытное желани?бесчести? ка??тщеславных лю??бывает бесконечно?желани?похвал?
14. Ничт?стольк?не препятствуе?пришествию ?на?Духа Святого, ка?гневливост?
20. Если хочешь ил?думаеш? чт?хочешь вынуть суче?ближнего, то вместо врачебного оруд? не употребля?бревна. Бревно — эт?жестокие слов??грубое обращени? врачебно?орудие есть кротко?вразумлени??долготерпеливо?обличени?
Слов?9. ?па?тозлобии
4. Преставший от гнев?убил па?тозлобие.
9. Па?тозлобствуя, па?тозлобству?на бесо? ?враждуя, вражду?против твое?плот?непрестанн?
12. Не тогд?узнаеш? чт?ты совершенно избавился от се?гнилости, когд?помолишь? об оскорбивше?ил?за зл?воздаш?ем?дарами, ил?пригласишь ег?на трапез? но когд? услыша? чт?он впал ?неко?злоключени?душевное ил?телесное, восскорбиш??не? ка??себе, ?прослезишь?.
15. Некоторы?взяли на се? труд??подвиг? чтоб?получить прощение, но челове? не помнящи?зл? опередил их.
Слов?10. ?злослови??клевет?/strong>
4. Если ты истинн?любишь ближнего, ка?говоришь, то не осмеивай ег? ?молись ?не?втайне.
6. Виде?я согрешившего явн? но втайне покаявшегося; ?то? которого я осудил ка?блудника, бы?уж?целомудрен ?Бога.
9. За каки?грех?осудим ближнего, телесные ил?душевные, ?те впадем сами; ?инач?не бывает.
11. Человекоубийцы бесы побуждаю?на?ил?согрешит?ил? когд?не грешим, осуждать согрешающи? чтоб?вторым осквернить первое.
14. Судить — значит, бесстыдн?похищать са?Божи? ?осуждать — значит, погублять свою душу.
Слов?11. ?многоглаголани??молчании
4. Познавши?свои прегрешения имее?силу ?на?языко?свои? ?многоглаголивы?ещ?не познал се?, ка?должно.
8. Многоглаголани?рождается непременно от которо?нибудь из си?причин: ил?от худо??невоздержной жизн??привычки (иб?язы? будучи естественным членом сего тела, чему научит?, того по навыку ?требуе? ил? чт?наиболее бывает ?подвизающихся, от тщеславия, ?иногда ?от мног?дения. Посему част?бывает, чт?многие, ?некоторы?насилием ?изнеможением укрощая чрев? обуздывают вместе ?язы??многослови?
Слов?12. ?лж?/strong>
1. Многослови??смехотворств?порождаю?ложь.
2. Ложь есть истреблени?любв?
4. Вида?я люде? которы?величались ложь??празднословием ? остротам?своими возбуждая смех, истреб?ли ?слушавши?плач ?сокрушение духа.
5. Когд?бесы увидя? чт?мы ?само?начале стараемся отойти от слушан? смехотворных рече?вредного рассказчик? ка?от губительно?заразы, тогд?покушают? обольстить на?дв?кими помыслам? «Не опечаливай, — внушаю?он?на? — повествовате?, не выстав??се? человеко?боле?боголюбивы? нежели прочие». Отскоч?скор? не медл? ?если не та? то во время молитв?твое?вообра?тся помышлен? ?предмета?смешны? ?не только бега?таки?бесе??лукавы?собраний, но ?разо??их благочестн? предлагая на сред?воспоминание ?смерти ?Последне?Суде, иб?лучш?тебе окропить? ?се?случае малы?тщеславием, только бы сделаться виновником обще?пользы.
7. Кт?стяжа?стра?Божи? то?устранил? лж? им? ?себе неподкупного суди?— свою совест?
Слов?13. Об унынии ?леност?/strong>
2. Уныние есть расслабление души, изнеможени?ум? пренебрежени?иноческого подвиг? ненавист??обет? ублажатель мирски? оболгатель Бога, будт?Он немилосерд ?нечеловеколюби? ?псалмопени?он?слаб? ?молитв?немощн? ?телесном же служении крепко ка?железо, ?рукодели?безленостн? ?послушании лицемерн?
7. Ставши?на молитв?се?лукавы?ду?напоминает ?нужных дела??употребляет всяко?ухищрени? чтоб?только отвлеч?на?от собеседования ?Господом.
12. Ничт?стольк?венцов не достав?ет инок? ка?уныние.
Слов?14. ?любезном для всех ?лукаво?владык?— чрев?/strong>
3. Чревоугоди?есть изобретатель припра? источник сласте?
5. Насыщени?есть мать блуд? ?утеснени?чрев?— виновник чистот?
7. Мона?чревоугодник веселится ?суббот???воскресном дн? во время пост?считае? скольк?осталось до Пасх? ?за мног?дней до не?приготов?ет снед? Ра?чрев?рассчитывает, какими снедями почтит?праздник, ?ра?Божи?помышляет, какими бы дарованиями ем?обогатиться.
12. Вникне??усмотрим, чт?многие из яст? которы?пуча?живо? возбуждают ?движен? похоти.
18. Буде?укрощать чрев?помышление??будуще?огне.
20. Кт?служит своему чрев??межд?те?хоче?победить ду?блуд? то?подобе?угашающему пожа?маслом.
30. Глав?страстей есть объедени?
33. Пост есть насили?естества, отвержение всег? чт?услаждае?вкус.
Слов?15. ?нетленно?чистот??целомудрии,
которо?тленны?приобретаю?трудам??потами
1. Чистот?есть усвоение бестелесного естества.
7. Целомудрен, кт?навсегда стяжа?совершенну?нечувствительность ?различию те?
12. Не то?чист, кт?сохранил нерастленным си?бренно?тело, но то? кт?член?ег?совершенно покори?душе.
20. ?новоначальными телесные падения случаются обыкновенн?от наслаждения снедями; со средними он?бывают от высокоум? ?от то?же причин? ка???новоначальными, но ?приближающимися ?совершенству он?случаются только от осуждения ближни?
35. Бесы, по утверждени?некоторы? ни ?че?другом стольк?не весе?тся, ка??злосмрадии блуд? ?никако?страст?не лю??та? ка?осквер?ющую тело.
44. Рыба спешит убежат?от удочки, ?душа сластолюбивая отвращается безмолвия.
72. Благий Господ???то?являет велико??на?промышлени? чт?бесстыдств?женского пола удерживает стыдом, ка?бы неко?уздо? иб?если бы женщин?сами прибегал??мужчинам, то не спаслась бы никакая плот?
Слов?16. ?сребролюби?/strong>
2. Сребролюби?есть поклонение идолам, дочь неверия, извинени?се? своими немощами, предсказател?старости, предвозвестник голода, гадатель ?бездожди?
7. Победивший страст?си?отсе?попечения, ?связанный ею никогд?не молится чист?
8. Сребролюби?начинает? по?видо?разд?ния милостын? ?оканчивает? ненавистью ?бедным.
Слов?17. ?нестяжани?/strong>
1. Нестяжани?есть отложени?земных попечени? беззаботност??жизн?
6. Вкусивши?вышних благ легк?презирае?земные; не вкусивши?же первых радует? ?стяжани?последни?
8. ?монахи, не буде?невернее птиц, которы?не пекутся ?не собирают.
10. Волн?не оста??мо?, ?сребролюбц?не оста??гнев ?печаль.
14. Сребролюби?есть ?называет? корень всем злым (1 Ти? 6: 10), ?он?действительн?таково, иб?производит ненавист? хищения, завист? разлучен?, вражды, смущен?, злопамятств? жестокость ?убийства.
Слов?18. ?нечувствии
4. Вида?я мног?таки?люде? которы? слуш? слов??смерти ?Страшном Суде, проливал?слез? ?пото? когд?слез?ещ?были ?очах их, со тщание?спешил?на трапез?/span>
Слов?19. ?сн? ?молитв??псалмопени??соборе братий
8. Никт?не должен во время молитв?занимать? рукодельем, ?особенност?работо?/span>
Слов?20. ?бдении телесном:
ка?мы чрез него достигае?духовног??ка?должно оное проходит?/strong>
3. Бодрственное ок?очищае?ум, ?долгий со?ожесточает душу.
4. Бодрый инок — враг блуд? сонливый же — друг ем?
15. Во время молитв?ду?сонливости подущает взять? за рукодель? иб?инач?не може?погубить молитв?бдящи?
20. От частог?псалмопения во время бодрственног?сост?ния бывает то, чт??во сн?приходя?на ум слов?псалмо? Иногда же случается, чт??бесы представ?ют их нашему воображени? чтоб?привести на??гордость.
Слов?21. ?малодушной боязливости, ил?страховани?/strong>
2. Боязливость есть младенческий нрав ?старой тщеславной душе.
6. Вс?боязливые тщеславн? но не вс?не боящиеся смиренномудр? иб?случается, чт??разбойники ?гробокопател?не боятся.
7. Бе?супостатов именем Иисусовы? иб?не?сильнейшег?оруж? ни на небе, ни на земл?
11. Кт?сделал? рабо?Господ? то?боит? одного своего Владык? ??ко?не?страха Господ?, то?част??тени свое?боит?.
Слов?22. ?многообразно?тщеслави?/strong>
5. Тщеслави?радует? об?всех добродетеля? Тщеславлюс? когд?пощусь, но когд?разрешаю пост, чтоб?скрыть от люде?свое воздержани? — опять тщеславлюс? счит? се? мудрым.
6. Тщеславный челове?есть идолопоклонник, хо? ?называет? верующим. Он думает, чт?почитает Бога, но на само?деле угождает не Богу, ?лю??
17. Не то?показывает смиренномудрие, кт?осуждает са?се? (иб?кт?не стерпи?поношения от се? самого?), но то? кт? будучи укорен другим, не уменьшае??нему любв?
20. Когд?бе?тщеславия види? чт?некоторы?приобрел?хо? нескольк?мирное устроени? то тотчас побуждае?их идти из пустын??ми??говори? «Ид?на спасение погибающих ду?raquo;.
28. Мона? сделавшийся рабо?тщеславия, веде?двойственную жизн? по наружности пребыв? ?монастыр? ?умом ?помышлен?ми ?мире.
38. Част?Господ?исце?ет тщеславных от тщеславия приключающим? бесчестием.
42. Когд?хвалител?наши ил? лучш?сказат? обольстители начнут хвалит?на? тогд?поспешим вспомнит?множеств?наши?беззаконий ?увидим, чт?мы поистине недостойны того, чт?гово??ил?делают ?чест?нашу.
Слов?23. ?безумной гордости
4. Гд?совершилос?грехопадение, та?прежде водворялась гордость.
7. Мона?высокосердны?не може?имет?послушан?.
11. Отвергающи?обличени?обнаруживает страст? ?кт?принимае?оное, то?разрешил? от уз ее.
16. Крайне?безумств?— гордиться Божиим?дарованиями.
31. Гордый подобе?яблок? внутри сгнившем? ?снаруж?блес?щему красотою.
37. Кт?пленен гордость? тому нужн?помощь Самого Бога, иб?суетно для такого спасение человеческое.
39. От скверной гордости рождается несказанная хула
Слов?24. ?кротости, простоте ?незлобии,
которы?не от природ?происходя? но приобретаются тщание??трудам? ??лукавств?/strong>
25. Кт?не имее?простоты, то?не може?когд?либо увидет?смирение.
26. Лукавы?есть лживый провидец, которы?думает, чт?он из слов може?разуметь мысл?других, ?по внешни?поступка?— сердечно?расположение.
33. Част?падени?исправ?ло лукавы? невольно даруя им спасение ?незлобие.
Слов?25. Об искоренителе страстей — высочайшем смиренномудрии,
бывающем ?невидимо?чувств?/strong>
12. Смиренномудрый мона?не любопытствуе??предмета?непостижимых, ?гордый хоче?исследоват??глубин?суде?Господни?
16. Покаяни?восставляет падшег? плач ударяет во врат?небесные, ?свято?смирение отверзае?оные.
17. Гд?не?смиренномудр?, та?вс?наши дела суетны.
18. Одна только добродетел?смиренномудр? такова, чт?бесы подражат?ей не могу?
33. Невозможно быть смиренномудрию ?иноверно?ил?еретик? Исправлени?эт?принадлежи?одни?православным, благочестивы??уж?очищенны?
36. Некоторы? хо? ?получили уж?прощение грехов, но для всегдашнег?побужден? ?смиренномудрию удерживают до конц?жизн?воспоминание ?прежде бывших согрешен??
56. Кт?просит от Бога меньше того, чего он достои? то? конечн? получи?боле? нежели чего стои?
Слов?26. ?рассуждени?помыслов, страстей ?добродетелей
Составител?схем? игумен Петр (Пиголь)
25. Чт?иногда бывает врачевство?для одного, то для другог?бывает отраво?
31. Свет монахо?суть ангелы, ?свет для всех человеко?— монашеское жити? ?потому да подвизаются инок?быть благим примером во всем.
39. Матерь блуд?есть объедени? унын? же матерь — тщеслави? печаль же ?гнев рождаются от трех главнейших страстей — сластолюбия, славолюб? ?сребролюбия, ?матерь гордости — тщеслави?
47. Лукавств?происходит от возношен? ?от гнев?
51. Стра? которы?чувствуе??начальника???зверя? да буде?для на?примером страха Господ?.
54. Болезн?посылает? иногда для очищен? согрешений, ?иногда для того, чтоб?смирит?возношение.
58. Част? соверш? дела добродетел? мы тайн?выполняем сплетенные ?ними страст? Например, со страннолюбие?сплетает? объедени? ?любовь?— блуд, ?рассуждением — коварств? ?мудрость?— хитрость, ?кротость?— тонкое лукавств? медлительность ?леност? прекослови? самочини??непослушание, ?молчание?сплетает? кичливость учительств? ?радостью — возношение, ?надеждою — ослабление, ?любовь?— опять осуждени?ближнего, ?безмолвием — уныние ?леност? ?чистотою — чувств?огорчения, со смиренномудрие?— дерзость. Ко всем же си?добродетеля?прилипае?тщеслави?/span>
60. Вс? просящи?чего-нибудь ?Бога ?не получающие, бе?сомнен? не получают по како?либо из си?причин: ил?потому чт?прежде времен?прося? ил?потому чт?прося?не по достоинств??по тщеслави? ил?потому чт? получивш?просимое, возгордились бы ил?впал??нерадени?
62. От некоторы? не только верных, но ?неверных, отошли вс?страст? кром?одно? Си?одну он?оставляют, ка?зл?первенствующее, которо?наполняет мест?всех прочих страстей, иб?он?стол?вредоносна, чт?може?свергнут??самого неба.
99. Ничт?та?не разо?ет любв??ничт?стол?скор?не производит ненавист? ка?вольност??обращени?
102. Немощные душо?должны познават?посещени?Господне ?Ег?милост??ни?из телесных болезней, бе??искушени?внешни?
104. Посвяща?начатк?дня твоего Господ? иб?кому прежде отдашь их, того он??буду?
110. Вс? хо?щи?познат?волю Господню, должны прежде умертвит??себе волю собственну?? помолившис?Богу, ?веро??нелукаво?простото?вопрошат?отцо??братий ?смирении сердца ?бе?всякого сомнен? ?помысл??принимат?советы их, ка?из ус?Божиих.
129. Бедственно любопытствоват??глубин?суде?Божиих; иб?любопытствующи?плывут ?корабл?гордости.
155. Бо?не есть ни виновник, ни творец зл? Посему заблуждают? те, которы?гово?? чт?некоторы?из страстей естественн?душе; он?не разумеют того, чт?мы сами природны?свойства ?добр?превратили ?страст? По естеству, например, мы имее?се? для чадородия, ?мы употребляем оное на беззаконно?сладострасти? По естеству есть ?на??гнев на древнего оног?зм?, ?мы употребляем оный против ближнего. На?дана ревность для того, чтоб?мы ревновал?добродетеля? ?мы ревнуе?порока? От естества есть ?душе желани?слав? но только горней. Естественн??гордиться, но на?одними бесами. Подобным образо?естественн?душе ?радовать?, но ?Господ???благих деяния?ближнего. Получили мы ?па?тозлобие, но только на врагов души наше? По естеству желаем мы пищи, но для того, чтоб?поддержать жизн? ?не для сластолюбия.
180. Блудны?могу?исправ?ть люди, лукавы?Ангелы, ?гордых — Са?Бо?
202. Ка?тучные птиц?не могу?высоко летать, та??угождающем?свое?плот?невозможно взойти на небо.
207. Ка?яйц? согреваемы?по?крыл?ми, оживотво?ют?, та??помысл? не об?вляемые духовном?отцу, перехо???дела.
219. Ищущий земной слав?не получи?небесной.
248. Совест?есть слов??обличени?ангела-хранителя, данног?на?пр?крещении. Посему-то мы ?примечае? чт?непросвещенные крещение?не стольк?бывают мучимы ?душе за свои злые дела, скольк?верные.
Слов?27. ?священном безмолви?души ?тела
11. Небезопасн?плават??одежде, небезопасн??касать? богослов? тому, кт?имее?каку?нибудь страст?
13. Недугующий душевной страстью ?покушающий? на безмолви?подобе?тому, кт?соскочил ?корабля ?море ?думает безбедно достигнуть берега на доск?
37. Признаки, указан? ?свойства, по которы?узнают? проходящи?безмолви??разумо? суть ум неволнующийся, мысл?очищенная, восхищение ко Господ? представлени?вечных му? па?товани??близости смерти, молитв?ненасытн?, стража неусыпная, умерщвлени?блуд? неведени?пристрастия, умерщвлени?се? миру, отвращение от чревоугодия, начало богослов?, рассуждения источник, содружеств?слез, истреблени?многословия ?вс?сему подобное, несовместное ?пребывание??многолюдстве.
60. Безмолви?есть непрерывная служба Богу ?предст?ни?пред Ни?
Слов?28. ?матери добродетелей — священной ?блаженно?молитв?br /> ??предст?ни??не?умом ?тело?/strong>
5. Вся ткан?молитв?твое?да буде?немногосложн? иб?мытарь ?блудны?сы?одни?словом умилостивили Бога.
11. Если ты ?како?либо слов?молитв?почувствуешь особенну?сладость ил?умиление, то остановись на не? иб?тогд??Анге?хранител?на?молится ?нами.
33. Любовь монаха ?Богу открывается во время молитв??предст?ния на оной.
54. Господ?мерзок бывает предст?щи?на молитв??приемлющий нечистые помысл?
58. Исповедуя грех?свои Господ? не вход??подробност?плотских деяни? ка?он?происходил?
Слов?29. ?земном небе, ил??богоподражательном бесстрасти??совершенстве,
?воскресени?души прежде общего воскресения
9. Та душа имее?бесстрасти? которая приобрел?тако?же навы??добродетеля? како?страстны?имею??слас??
13. Из одного камня не состав?ет? царски?вене? та??бесстрасти?не совершит?, если вознерадим хо? об одно?како?либо добродетел?
Слов?30. ?союз?трех добродетелей, то есть ?вере, надежд??любв?/strong>
4. Кт?хоче?говорить ?любв?Божией, то?покушает? говорить ?Само?Боге. Простирать же слов??Боге погрешительн??опасно для невнимательных.
16. Если присутстви?любимого человека явственно всех на?изме?ет ?делает веселыми, радостными ?беспечальным? то какого изменения не сделае?присутстви?Небесног?Владык? невидимо ?чистую душу приходящего!