Джаком?Пуччин? Опер?"Турандот" |
Джаком?Пуччин? авто?опер «Мано?Леск?raquo;, «Богема», «Тоск?raquo;, «Мада?Баттерфля?raquo;, «Джанни Скикки», «Турандот», родился 22 декабря 1858 года.
Благодаря богатств?мелоди? опер?Пуччин? на?ду ?операм?Верд??Вагнер? являют? наиболее част?исполняемым?операм??мире. Редкий оперны?теат?сегодня осмеливает? составит?репертуа?сезона, не включи??него хо? бы одно произведение этог?композитор?
Опер?"Турандот" (Turandot)
Лирическ? драм??трёх действ????ти картинах; либретто Адам???/span>имон?по одноимённо?драм?сказке Гоцц?
Перв? постановка посмертн? ?дополнен?ми Альфан? Мила? теат?"Ла Скал?quot;, 25 апре? 1926 года.
Действующи?лица: принцесс?Турандот (сопран?, императо?Альтоу?(тено?, Тиму?(ба?, неизвестны?прин? Кала?(тено?, Лю (сопран?, Пинг (ба?/span>итон), Панг (тено?, Понг (тено?, мандарин (барито?, персидский прин? пала? императорская гвардия, слуг?палача, дети, восемь мудрецов, служанки Турандот, солдат? знаменосцы, музыкант? тени умерши? толп?
Действие происходит ?Пекине ?сказочны?времен?
Действие первое.
Стен?императорского города. Зака? Площад?наполняет живописн? толп? которая внимательн?слушае?слов?мандарин? Турандот, дочь императора Альтоума, станет жено?того, кт?разгадае?тр?загадк? То?же, кт?не справится со свое?задаче? буде?обезглавле? ка?персидский прин? которого ждёт скор? казн? Толп?волнуется, треб? немедленно?казн? ?сутолоке многие падают, ?то?числ?бывший татарски?царь Тиму? ?нему на помощь подбегае?юнош??узнаёт ?нё?своего отца. Эт?прин?Кала? вынужденны?скрывать своё имя. Тиму?рассказывает, ка?ем?помогала сопровождающ? ег?рабы? Лю. Выходи?пала??ег?слуг? Слуг?начинают точить огромный ме? горланя песн? котору?подхватывает толп?("Ungi! Arrota!"; "Сабл?пуст?клинок засвищет"). Наро??нетерпение?ждёт появлен? луны, когд?должна завершиться казн?("Perche tarda la luna?"; "?луна, чт?ты?"). Зате?выхо??императорская гвардия ?группа дете? поющих мрачну?колыбельну?("La sui monti dell'Est"; "Та? на восточны?гора?quot;). Ви?юног?персидског?принца вызывает жалост?народа ("? ка?он моло? Сжалься! Сжалься!").
Прок?ти?застывае?на уста?Калафа, когд??императорско?ложе появляет? принцесс?Турандот, блистающ? властной ?почт?нереальной красотой. Кала?устрем?ет? ?гонг? Тр?императорски?министра Пинг, Понг ?Панг пытают? остановить ег? указыв? на обезглавленное тело персидског?принца. Лю умоляет Калафа подумать ?старик?отце ("Signore, ascolta"; "? господин мо?"). Прин?утешае?её, просит позаботить? об отце ("Non piangere, Liu"; "Не плач? моя Лю") ? подбежав ?гонг? трижды ударяет ?него, зо? Турандот.
Действие второе.
Пинг, Панг ?Понг оплакивают участь Китая, ?которо?по воле Турандот гибнет стольк?люде? ?мечтаю??жизн?вдал?от двор?("Ho una coso nell'Honan"; "?ме? ?Хо-Нане до?quot;). Он?бы хотели, чтоб?принцесс?поскорее полюбила ("Non v'e in China, per nostra fortuna"; "Больше ?Кита?не?женщин безумных").
Площад?пере?дворцо? Восемь мудрецов держат ?рука?свитки ?ответами на загадк?Турандот. На трон садится императо? Он отговаривает Калафа от безнадёжного состязания. Турандот тоже угрожает ем? рассказывая причин?испытания: он?та?мсти?за похищени??убийство мног?ле?тому наза?китайско?принцесс?("In questa Reggia, or son mill'anni e mille"; "?столиц?этой - давным-давн?то было"). Но прин?непреклоне? Первый отве?на загадк?- надежд?- найден им бе?колебани? второй отве?- кров?- тоже не вызвал больши?затруднени? ?ярост?задаёт принцесс?Калафу третью загадк? Кала?смущён, но во?он берё?се? ?руки ?даёт отве? эт?имя само?Турандот. Побеждённая принцесс?умоляет императора не допустит? чтоб?ег?дочь стал?рабыне?чужеземц? Альтоу?отвечает, чт?ег?клятв?- свята. Но Кала?не хоче?брат?жену бе?любв? Он предлагает Турандот до восход?солнца разгадат?ег?имя. Наро?приветствует победите? ?желает долгих ле?своему мудром?властелину.
Действие третье.
Са?императорского дворца. Ночь. Слышны крик?глашатае? "Никт?пуст?не спит этой ночь??Пекине" - надо узнать имя незнакомца. Кала?уверен, чт?завоюе?сердце принцесс?(Nessum dorma!.. Tu pure, o Principessa"; "Спат?нель? на?этой ночь?quot;, "Ты тоже, ?принцесс?quot;). Пинг, Панг ?Понг пытают? вынудить Калафа открыт?им своё имя. Спус? некоторо?время наёмники таща?Тимура ?Лю: их видели ?Калафо? Лю молчит; силу ей, говори?он? придаё?любовь. Пр?приближени?палача Лю убивае?се?, выхватив кинжал ?одного из стражников. Пере?смерть?он?предсказывае?Турандот, чт?та тоже полюби?принца ("Tu che di gel sei cinta"; "Ты сердце ?лё?заковала"). Тиму??отчаяни? Толп? устрашённая ег?прок?тием, произносит искупительны?молитв?("Ombra dolente non farci del male"; "Тень роковая, не дела?на?зл?quot;)...
Здес?музыка Пуччин?заканчивается (на словах "Liu!.. Poesia!..).
Надо признать, чт?то, на чё?обрывает? опер?Пуччин? плох?согласуется ?те? чт?предполагалось ?финале либретто. Композитор следовал собственно?интерпретаци?истори?Турандот, принца Калафа ?Лю. Самопожертвовани?последне? убивающе?се? из любв??Калафу, не ме?я ег?восторженног?отношения ?ле?но?принцесе, - во?подлинны?фина? то?чт?не даёт очен?искусной партитур?остать? самодовольны?упражнение??каллиграфи? ?финале Турандот, виновниц?всей трагедии, должна удалиться ка?стат? из нефрит??окружени?восточно?роскош? шелков, металлического звон? зубчатых храмов ?блеска охра?ющих её татарски?сабель. Кала?должен та??остать? ?порога тайн? Её двер?приотворилис?лишь на мгновени? когд?Турандот вышл?оправдат?се?, окружённ? злобно ухмы?ющимися ?трусливыми сановникам?
Лишь на ми?ле?ная стат? сделал?ша?навстреч?гост? Зате?двер?внов?затворилис? Челове? пришедши?издалека, ?которо?угадывается челове?Запада, отправившийся искать счастья ?далёки?страны - смешавшись ?незнакомой ?причудливо?толпой, должен застыт??пристально?созерцании звезды Восток? приведше?ег?сюда. Не важн? чт?двер?пере?ни?не отво?тся. Оплакивая смерть дорогого существа, он не отрывает глаз от этог?чудесног?явлен?, почт?миража. Он имее?прав?вечн?питать иллюзи? чт?мира?станет реальность?
Эт?последне?бегств?из западног?мира, последне?обращени?композитор??экзотике, которая стоила ем?стольких безумств ?прошло??теперь окончательно ег?околдовала. ?новому путешестви?он подготовил? ещ?боле?тщательн? отобра? помимо китайски??сиамских ароматов, большо?количество самы?современны?ритмически??тембровы?гармонически?формул (вплоть до характерны?для Шёнберга, Казелл? Малипьер?..). Партитур?переливает? звукам? которы?сияют металлическими красками ?бриллиантовы? звёздным блеско?посред?клубящихся хоро?облако? сверкающих молн?ми ил?тихо растягивающих? по небу словно хвос?кометы: поистине панорама, достойная великого Восток? пуст?даже вымышленного.
Но пере?нами не паломничеств? ?горазд?боле?жесток? игра: Пинг, Панг ?Понг сообщают её правил? ?такт их речи пр?этом тако? чт?голова може?пойт?кругом. Кала??свое?партии, отличающей? редкой для театра вокально?дерзость? преодолевает вс?препятств? ?завоёвывае?сердце чудовища - Турандот. ?плен?мерт?ще?абстракции принцесс?появляет?, не скрывая своего волнен?, ка?персонаж по?тный, страдающий, изнурённый раздирающими ег?противореч?ми. Её знаменит? ар? ?духе Штраус? ?изломами, напоминающим?"Саломе?quot;, но горазд?боле?взволнованная, говори??власти безумия ??надежд? вырастающе?из жалобы. Но си??не?не? ?её арии звучит ?тема арии Яг?"Credo". Нежное пени?Лю ?ег?простодушным?целыми тонами, но пр?этом полное силы, сменяет? оплакиванием хора, единственным оплакиванием ?опер?
ПОСЛЕДНЯ?КЛАССИЧЕСКАЯ ОПЕР?/span>
..."Здес?смерть прервала работу на?оперой, котору?маэстр?не успе?завершит?quot; - этим?знаменитым?словам?Артуро Тосканин?25 апре? 1926 года прервала?/span>?мировая премьера опер?Джаком?Пуччин?"Турандот"* (полность?сочинени? законченно?Франко Альфан? прозвучало на следующи?день). ?этот день, можн?сказат?бе?преувеличения, завершилас?история классической опер? последни?представителем которо?бы?велики?авто?"Богемы" ?"Мада?Баттерфля?quot;.
?действительн? если ог?нуть? вокруг ?посмотреть, каки?опер?сочи?лись ?то же время (начало 20-?годо? ?олицетво?ли стил?эпох? то получает? такая картин? 1920 го?- "Мертвы?горо?quot; Корнгольда; 1921 - "Любовь ?трем апельсинам" Прокофьева; 1922 - "Мавр?quot; Стравинского, "Дебора ?Иаил?quot; Пиццетти; 1924 - "Ожидание" Шёнберга", "Интермеццо" ?Штраус? 1925 - "Воццек" Берг? "Ди? ?волшебство" Раве?"; 1926 - "Средство Макропулос?quot; Яначек? "Кардил??quot; Хиндемит? 1927 - "Джонни наигрывает" Кшенек? "Антигона" Онеггера". Конечн? ещ?были живы Масканьи ?Джордано. Но их творчество уж?не ок?/span>зывало вл?ния на современну?музыку, утратило жизненны?соки. ?этот период ставшего уж?неизбежным господства экспрессионизм? неоклассицизма, авангардистски?течени? сочетающегося ?практическ?полной "победо?quot; декламационности на?принципами мелодизм?"Турандот" ка?исполински?колосс ?одиночеств?завершае?славны? боле?че?трехсотлетни?путь развит? классическог?оперного жанр?
"Бе?мелоди? свежей ?яркой, не може?быть музыки", считал Пуччин? Не може?быть ?полноценного вокального искусств?- добави?мы. Именно здес?пролегае?один из рубеже? за которы?заканчивается классическ? эпох? Пр?этом музыкальны?язы?"Турандот" лише?итал?нско?красивости, не архаичен, он плот?от плот?- ди? ХХ века, ег?импрессионистическ? пластичность удивительн?
Ещ?одни?чудесным свойство?этог?произведен? являет? то, чт?композитор?удалос??не?синтезироват??претворить ?жизн?вс?то лучшее, чего достигла опер?за весь исторический период своего развит?. Массовые сцен? хоры, потрясающие ансамбли, замечательны?ариозные эпизод? застав?ющие вспомнит?лучшие страницы эпох?белькант? времен?расцвета "большо?опер?quot;, вс?то, чт?многие уж?готовы были выбросит?на свалку истори? декларир? смерть классической опер? получило здес?второе дыхани? оказавшееся, впроче? предсмертным. Двадцаты?ве?не знал боле?такого гениальног?сочетания незамутненного мелодическог?богатств? ?оригинальной ?совершенно современно?гармоническо??темброво?фактурой; искреннего лиризм? ка?бы льющегося из души композитор? ?мастерство?передачи драматического накала. Стил?позднего Пуччин?сохраняет свою гуманистичност? Для достижен? выражения человеческих страстей (даже ?"отрицательны?quot;) ?конфликтов ем?не требуется ни конструктивистской умозрительност? ни эстетско?стилизации, ни брутальной психическо?"атак?quot; новейших гармонически?средст?на чувств?слушателя.
Композитор?не хватил?нескольких ме?це? чтоб?довест?свой шедевр до полног?совершенства. Франко Альфан? пр?всем то? чт?он бы?весьма талантливы?композитором, не удалос?сохранит?упруги?импуль?Пуччин??финале опер? Он бы? конечн? скован ?жестью свое?исторической миссии, необходимостью воспроизвест?пуччиниевски?стил??мелодику. Но ка?загадочн?пленителен недостроенны?собо?Гауд? та?прекрасе??незавершенны?шедевр последнего из могика?"страны" по?название?"классическ? опер?quot;.
Лукк? Тоскан? Позади па?тник?Пуччин?угол дома, ?которо?он родился.
?внов? ?внов? вним? вступительно?поступ?аккордов первых тактов опер?со знаменитым возгласо?Мандарин?"Poppolo di Pekino", сердце замирает от предвкушен? встреч??гениальным полотном; ты уж?весь во власти этой музыки, вместе ?народо?Пекина трепетно ждеш?Восход?луны ?первог??/span>?влен? Турандот, ужасаешь? казн?Персидског?принца, сочуствуеш?чувствам Ли??утешающему ответу Калафа. Посл?контрастного ?экзотическ?грот?/span>скного трио министро?наступае?сцен?"Загадо?quot;, гд?страстны?Кала?преодолевает холодную надменност?китайско?принцесс?
Завершающи?ак??гениальным ариозо принца "Nessun dorma" ("Этой ночь?спат?не буду?quot;), прощальным?словам?Ли? "Tu, che di gel sei cinta" ("Ах, сердце ?ле?ты заковала"), финальны?дуэтом ?апофеозо?любв?достойно венчае?партитур?завещани?великого итал?нского маэстр?
Рубрик? | Мо?виде?опер?/a> |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |