Каки?ассоциации приходя?Ва?на ум, когд?вы слышит?“Нотр-Да?де Пари”?) Мн?— Собо? Пари? Квазимод? Белл??Слав?Петкун)) На само?деле ассоциаций для этог?мест?горазд?больше — ведь эт?главная достопримечательност?Парижа, на?ду со знаменитой Эйфелево?башней!
![0_f06d_7e5f1798_XL 0_f06d_7e5f1798_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_f06d_7e5f1798_XL_1.jpg)
Собо?Парижско?Богоматери — географическое ?духовное “сердце” Парижа, построен ?западной част?остров?Сите, на мест? гд??I веке наше?эр?находился древнеримски?алтарь, посвященный Юпитер? Сред?готических храмов Франци?собо?Парижско?Богоматери выде?ет? строги?величием своего облика. По красот? пропорция? по степен?воплощен? идеи готическог?искусств?этот собо?представ?ет собо?уникальное явление. Сегодня, гля? на ег?целостны??гармоничны?ансамбль, невозможно поверить, чт?собо?строил? почт?двести ле? чт?он многократн?переделывался ?капитально реставрировался.
Строительств?началось ?1163, пр?Людовике VII Французско? Историки расходятся ?мнен???то? кт?именно заложи?первый камень ?фундамен?собора — еписко?Мори?де Сюлл?ил?папа Александ?III. Главны?алтарь собора ос?тили ?ма?1182 года, ?1196 году не?здан? бы?почт?закончен, работы продолжались только на главно?фасаде. ?1250 году строительств?собора ?основном было завершен? ??1315 году закончен??внутренняя отделк?
![0_1f00d_73a8212_XL 0_1f00d_73a8212_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_1f00d_73a8212_XL_1.jpg)
Строительств?западног?фронтона, ?ег?отличительными двумя башнями, началось окол?1200 года.
![0_3a653_71de9cea_XL 0_3a653_71de9cea_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_3a653_71de9cea_XL_1.jpg)
Главными создателями Нотр-Да?считаются дв?архитектор?— Жа?де Шель, работавший ?1250 по 1265 го??Пьер де Монтре? работавший ?1250 по 1267 го?
![0_2ea21_4b1b89a1_XL 0_2ea21_4b1b89a1_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_2ea21_4b1b89a1_XL_1.jpg)
?ходе строительств?собора ?нё?принимал?участи?мног?разных архитекторов, ?чё?свидетельствую?отличающие? стилем ?разные по высоте западн? сторон??башн? Башн?были закончен??1245, ?весь собо?— ?1345 году.
![0_3b8c_a1a70195_XL 0_3b8c_a1a70195_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_3b8c_a1a70195_XL_2.jpg)
Мощный ?величественный фаса?разделён по вертикал?на тр?част?пи?страми, ?по горизонтал?— на тр?яруса галереями, пр?этом нижний яру? ?свою очеред? имее?тр?глубоких портал? На?ними идёт аркада (Галерея Короле? ?двадцать?восемь?стат?ми, представ?ющим?царе?древне?Иуде?
![0_193da_52aa639_XL 0_193da_52aa639_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_193da_52aa639_XL_1.jpg)
Собо??ег?великолепным внутренним убранством ?течени?многих веко?служил местом проведен? королевски?бракосочетаний, императорски?коронаци??национальных похоро? ?1302 году ?нё?впервы?собралис?Генеральны?Штат?— первый парламен?Франци?
![0_26_16e00534_XL 0_26_16e00534_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_26_16e00534_XL_1.jpg)
Здес?отслужил благодарственный молебе?Карл VII, коронованный ?Реймсе. ?чере?полтор?века сост?лась свадьб?Генрих?IV, которы?бы?короле?Наварр? ?сестры французского коро? Маргирит?Валу?
![0_193db_7e0e7562_XL 0_193db_7e0e7562_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_193db_7e0e7562_XL_1.jpg)
Ка???других готических храмах, здес?не?настенно?живописи, ?единственным источником цвет?являют? многочисленные витраж?высоки?стрельчаты?окон.
![0_38b97_db7069bd_XL 0_38b97_db7069bd_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_38b97_db7069bd_XL_1.jpg)
Во времен?Людовика XIV, ?конц?XVII века, собо?пережи?серьёзны?перемены: могилы ?витраж?были разрушен?
![large_4462 large_4462](https://lifeglobe.net/x/entry/592/large_4462_3.jpg)
?ходе Велико?Французско?революци? ?конц?XVIII века одни?из первых декретов Робеспьера было об?влен? чт?если парижане не хо?? чтоб?“тверды? мракобес? была снесен?rdquo;, то он?должны уплатить Конвенту мзду “на нужд?всех революци? каки?ещ?произойдут ?наше?помощь??других страна?rdquo;.
![0_13d79_4a25d316_XL 0_13d79_4a25d316_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_13d79_4a25d316_XL_1.jpg)
Собо?бы?об?влен Храмом Разума.
![dsc00171 dsc00171](https://lifeglobe.net/x/entry/592/dsc00171_3.jpg)
Собо?бы?возвращё?церкви ?внов?ос?щё??1802 году, пр?Наполеон?
![0_5533_73a16e5a_XL 0_5533_73a16e5a_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_5533_73a16e5a_XL_1.jpg)
?1831 году Виктор Гюго опубликова?рома?“Собо?Парижско?Богоматери”, написа??предислови? “Одна из главны?целе?моих — вдохновить наци?любовь??наше?архитектур?rdquo;.
![s_1e5aa775af0bb4edc0033626f968bf4f s_1e5aa775af0bb4edc0033626f968bf4f](https://lifeglobe.net/x/entry/592/s_1e5aa775af0bb4edc0033626f968bf4f_3.jpg)
Реставрация началась ?1841 году по?руководством архитектор?Виолле-ле-Дюка. Этот известны?парижски?реставрато?такж?занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассо?на юг?Франци??готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здан? ?скульпту? замена разбитых статуй ?сооружение знаменитог?шпиля длилис?23 года. Виолле-ле-Дюку такж?принадлежи?ид? галере?химе?на фасаде собора. Статуи химе?установлен?на верхне?площадке ?поднож? баше?
![0_193e1_f8d3443_XL 0_193e1_f8d3443_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_193e1_f8d3443_XL_1.jpg)
?эт?же годы были снесен?постройк? примыкавши??собору, ?результате чего пере?ег?фасадо?образовалась нынешняя площад?
![IMG_1186 IMG_1186](https://lifeglobe.net/x/entry/592/IMG_1186_3.jpg)
?Соборе Парижско?Богоматери хранит? одна из велики?реликвий христианства — Терновый вене?Иисуса Христа. До 1063 года Терновый вене?хранил? на горе Сион ?Иерусалиме. ?1063 году он бы?перевезе?во дворец византийских императоро??Константинопол? ?1204 году священн? реликв? была захвачен?ворвавшими? ?Константинопол?западноевропейским?рыца?ми-крестоносцам? разграбившим?христианский горо? До этог?за ты?чу ле?нога завоевателя не ступал?на камн?константинопольски?улиц. По?ударам?крестоносцев Византийск? империя распалас?на нескольк?частей. Константинопол?оказал? по?власть?династии каки?то провинциальных князько? ненасытн?грабивши?остатк?доставшего? им великого наслед?, но вс?равн?пост?нн?нуждавшихся ?деньга? Один из ни?— Балдуи?II, чтоб?выкрутиться из долгов, нача?распродавать священные реликвии христианства. ?результате Терновый вене?достал? французскому королю Людовику IX. 18 август?1239 года король внёс ег??nbsp;Нотр-Да?де Пари. ?1243—1248 пр?королевско?дворце на остров?Сите была построен?nbsp;Сент-Шапель для хранен? Терновог?венц? которы?находился здес?до Французско?революци? когд?толп?революционно настроенны?гражда? оп?ненных “свободой, равенством ?братство?rdquo;, разнесли часовн??щепы. Однако Терновый вене?бы?спасен ??1809 году переда?на хранение ?Собо?Парижско?Богоматери, ?которо?продолжает находить? во?уж?почт?дв?века.
![0_2a193_345ccc73_XL 0_2a193_345ccc73_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_2a193_345ccc73_XL_1.jpg)
?соборе пр?вляет? двойственность стилистических вл?ни? ?одно?сторон? присутствуют отголоск?романского стиля Норманди?со свойственным ем?мощным ?плотны?единство? ??другой, — использованы новаторски?архитектурны?достижен? готическог?стиля, которы?придаю?зданию легкость ?создаю?впечатлени?простоты вертикальной конструкци? Высота собора — 35 ? длин?— 130 ? ширина — 48 ? высота колоколе?— 69 ? ве?колокола Эммануэл??восточно?башн?— 13 тонн, ег?языка — 500 кг.
![DSCN0998_small.sized DSCN0998_small.sized](https://lifeglobe.net/x/entry/592/DSCN0998_small.sized_3.jpg)
Главны?фаса?собора имее?тр?двер? На?тремя стрельчатыми порталам?входов — скульптурные панн??разным?эпизодам?из Евангелия.
![0_2602e_d843ef44_XL 0_2602e_d843ef44_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_2602e_d843ef44_XL_1.jpg)
На?центральны?входом помещено изображени?Страшног?суда. По семь статуй поддерживают арки вход? ?центре Христо?Судия. На нижней перемычк?изображены мертвецы, вставшие из моги? Их разбудил?дв?ангела ?трубам? Сред?мертвецо?— один король, один папа, воин??женщин?(символизируе?присутстви?на Страшном суде всег?человечества). На верхне?тимпан?— Христо??дв?ангела ?двух сторон.
![0_30c6_e9edab8c_-1-XL 0_30c6_e9edab8c_-1-XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_30c6_e9edab8c_1XL_2.jpg)
Двер?украшены коваными рельефам? Крыш?собора выполнен?из свинцовы?плиток 5 мм толщиной, уложенны?внахлестку, ?ве?всей крыш?состав?ет 210 тонн.
![0_3b8c_a1a70195_XL 0_3b8c_a1a70195_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_3b8c_a1a70195_XL_3.jpg)
Верх?я част?собора украшена изображениями гаргулий (торчащие конц?бало? украшенные мордам?фантастических сущест? ?химе?(эт?отдельны?статуи фантастических сущест?.
![0_193e2_c4d6250_XL 0_193e2_c4d6250_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_193e2_c4d6250_XL_1.jpg)
?Средни?века химе?на соборе не было. Поставит?их, взя?за образе?средневековы?гаргулий, придумал реставрато?— архитектор Виолле-ле-Дю? Выполнил?их ?тнадцать скульпторо? руководимы?Жоффру?Дешоме.
![0_1b8af_c4e6bf2e_XL 0_1b8af_c4e6bf2e_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_1b8af_c4e6bf2e_XL_1.jpg)
Дубовы? покрытый свинцо?шпил?собора имее?высоту 96 метров. Основани?шпиля окружено четырь? группами бронзовы?статуй апостоло? Пере?каждой группо?— животное, символ евангелист? ле?— символ Марк? бы?— Луки, орел — Иоанна ?анге?— Матф?. Вс?статуи смот??на Пари? кром?св. Фомы, покровителя архитекторов, которы?обраще?лицо??шпил?
![0_cd1_1d0f424c_XL 0_cd1_1d0f424c_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_cd1_1d0f424c_XL_1.jpg)
Значительн? част?витражей выполнен??середине XIX века. Главны?витраж — роза на?входом ?собо?— частично подлинная, сохранившая? от Средни?веко?(9,6 метров ?диаметре). ?центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знак?зодиак? достоинств??грех? Дв?боковы?розы на северном ?южно?фасада?собора ?обои?трансептах — по 13 метров ?диаметре (самы?больши??Европе). Пр?реставраци?витраж?окон предполагались сначал?белы? но Проспе?Мериме наст??на то? чтоб?он?были выполнен?похожими на средневековы?
![0_859e_521ab985_XL 0_859e_521ab985_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_859e_521ab985_XL_1.jpg)
?сожалени? сред?витражей собора Парижско?Богоматери очен?мало подлинны? Почт?вс?он?представ?ют собо?позднейшие работы, заменившие разбитые ?пострадавшие за долгую истори?витраж? ?неприкосновенности до наши?дней дошл?только окно-роза. Но не только витраж? но ?са?собо?мо?не дойт?до наши?дней: ?масоно?руководителе?французско?революци???возглавляемой им?толп?храм Богоматери вызыва?особую злоб? ?та?ка??Париже вакханал? бушевала ?особой сило? то ?собо?Парижско?Богоматери пострада?значительн?больше других соборо?Франци? Сильно поврежденное ?годы революци? древне?здание ?конц?XVIII века здание пришло ?упадок ??те годы, когд?Виктор Гюго писа?свой знаменитый рома?“Собо?Парижско?Богоматери”, храм?уж?угрожало полное разрушение.
![0_23fda_4abfb80b_orig 0_23fda_4abfb80b_orig](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_23fda_4abfb80b_orig_1.jpg)
Внутри собора трансепт?(поперечные нефы), пересекаясь ?главны?продольным, ?план?образуют крес? но ?Нотр-Даме трансепт?нескольк?шире, че?са?не? По центру длинного нефа — последовательн? серия скульптурных сцен из Евангелия.
![0_af85_e008b87a_XL 0_af85_e008b87a_XL](https://lifeglobe.net/x/entry/592/0_af85_e008b87a_XL_1.jpg)
?часовня? расположенны??правой част?собора, — картин??скульптуры разных художников, которы? согласно многовековой традиции, преподно?тся ?да?собору ежегодно ?первый день мая.
![234829 234829](https://lifeglobe.net/x/entry/592/234829_3.jpg)
Паникадило (люстра) собора выполнен?из посеребренно?бронзы по рисунк?Виол?Ле Дюка взамен переплавленног??1792 году. На фото — потоло?nbsp;собора Парижско?Богоматери
![861972 861972](https://lifeglobe.net/x/entry/592/861972_3.jpg)
Первый большо?орга?бы?установлен ?соборе 1402 году. Для этих целе?использовали старый орга? помещенный ?новы?готический корпус. Подобный инструмент не мо?озвучить огромное пространство собора, поэтом??1730 году Франсу?Анри Клик?выполнил ег?достройк? Инструмент сост??из 46 регистро? расположенны?на ?ти мануалах. Пр?ег?строительств?использовалась большая част?труб оригинальног?инструмент? 12 из которы?сохранилис?до наст?щего момент? Орга?приобрел ?свой нынешний корпус ?фасадо??стил?Людовика XVI.
![800px-Photo_143bb 800px-Photo_143bb](https://lifeglobe.net/x/entry/592/800pxPhoto_143bb_3.jpg)
?1864-67 года?ведущи?французски?органостроител?XIX века Аристи?Кавайе-Колл?выполнил полную перестройк?органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическо?звучание. Числ?регистро?увеличил?до 86, механическ? трактура была снабжена рычаго?Баркер? Сред??да прочих композиторов на этом органе играли Сеза?Фран??Камиль Се?Санс. Должност?титу?рног?органист?собора Парижско?Богоматери на?ду ?должностью органист?собора Св. Сульпиция считается одно?из престижнейши?во Франци? ?1900 по 1937 го?этот пост занима?Лу?Вьер? пр?которо?инструмент бы?расширен ?1902 ?1932 гг., ?ег?трактура заменена на электропневматическу? ?1959 году консол?Кавайе-Колля была заменена на консол?традиционную для американских органо? ?трактура стал?полность?электрическо? для чего использовалось боле?700 км медног?кабе?. Однако сложност??архаичност?подобной конструкци? ?такж?частые отказы привел??тому, чт??процессе очередно?реконструкци?органа ?1992 году управление инструментом было компьютеризировано, ?медный кабель замене?оптоволоконным.
![orgue_notre_dame_de_paris orgue_notre_dame_de_paris](https://lifeglobe.net/x/entry/592/orgue_notre_dame_de_paris_3.jpg)
?наст?ще?время орга?имее?109 регистро??окол?7800 труб, примерно 900 из которы?из инструмент?Клик? ?1985 году были назначен?сраз?четыре титу?рных органист? каждый из которы?по традиции XVIII века проводит службы по тр?ме?ца ?году.
![1218945847_paris__france__notre_dame_with_a_christmas_tree](https://lifeglobe.net/x/entry/592/1218945847_paris__france__notre_dame_with_a_christmas_tree_3.jpg)
Источник