«Эффективн? религия?ил?ка?оценит?пользу свое?веры? |
?этой статье я бы хоте?поделить? одно?свое?идее?относительно религи??выбора духовног?пути. Религи?мног? но ка?по?ть, какая истинн?, какая, не побоюс?этог?словосочетан?, подходит личн?ва? Для этог?я придумал термин «Эффективная религия».
Предупреждаю, чт?мо?нескольк?утилитарны??«приземленный» подход може?ненароко?оскорбит?чь?то чувств? Если вы считаете, чт?ваши чувств?легк?обидет? ?если вы очен?не хотите задумывать? ?сущности свое?религиозност??оставить вс?ка?есть, лучш?не читать статью, чтоб?не испытывать диссонан?
Прежде че?перейт??идее «Эффективно?религи?raquo;, позвольт?написать ?то?явлении ?религиозно?мире, которо?ме? всегда поражало ?из которого, собственно, выросл?ид? «эффективно?религи?raquo;.
Религиозност?по территориальному признаку
?то, чт?ме? всегда вводил??удивлени? та?эт?непоколебимая уверенност?представителей самы?разных религиозны?направлени? традиций, течени??то? чт?именно их религия являет? единственным путе??духовном?спасению, тогд?ка?вс?остальны?ошибаются.
Большинств?христиан имею?«нерушимы?raquo; ?«самы?убедительные» доводы ?пользу истинности христианства ?ложности иных направлени? Но, само?интересное, чт??мусульмане имею?таки?же доводы, но только ?отношени?истинности Ислама. То же само?можн?сказат?об иудея? индуса??представителей иных религи?
(Не гово? уж??расколах ?противореч??межд?сектам?христианства, направлениями индуизма ??? То есть детализация глубин?этог?антагонизм?намног?глубже).
Всех этих люде?объеди?ет уверенност??то? чт?только их понимани?природ?«Абсолюта», «Бога», «мироздан?» являет? правдивы?
Ещ?боле?удивительн?то, чт?большинств?религиозны?люде?отдают свое вечное спасение на отку?чист?произвольных факторов: то? кт?родился ?живе??Европе, исповедует христианство, только потому, чт?он родился та? гд?само?распространенной религией являет? учение Христа. Челове??ближнего Восток? скорее всег? буде?мусульманино?ил?иудеем, ??Восток?боле?дальнего — буддисто? индуисто? сикхом, синтоистом, такж?исповедующим традиции свое?страны.
Хочется сказат? «Эй! Постойте! Речь же идет ?духовном пути, Абсолюте, спасении души! Эт?вещи ка?бы ст??высоко на?фактором территориального рожден? ?локально?культуры. Если, действительн? истина только одна, то ка?можн?выбирать како?из ни?следоват?исхо? только из того, какая религия распространена на ваше?территории ?какая священн? книг?попала первой ва??руки?»
Именно та? Большинств?христиан не читали Кора? Бхагавад-Гиту, Буддистски? Индуистски?Сутр? текста конфуцианств??даосизма. ?наоборот! Он?просто выбрал?то, чт?исповедовало окружающее их большинств? призна?эт?за безусловну?истину. Здес?даже не совсем правильн?говорить ?выборе, потому чт?ег?не было! ?вс?эт?на фоне решительно?уверенност??правот?собственного духовног?выбора.
Получает?, чт?вс?религиозны?войн? вс?мировы?жертвы религиозны?репресси? вс?преступлен? на почв?фанатизм?растут из чист?случайны?факторов культуры ?воспитан?. «Ме? воспитал??христианской стране, ?христианской сред??отличи?от те? ? хоть я не знаком ?твое?религиозно?традицие? я прав только на основани?того, чт?мн?посчастливилос?родить? на Западе, ?ты не прав, та?ка?родился на Восток??поэтом?ты должен насильственн?приобщиться ?моим взгляда?понест?наказани?»
Боже мо? Какая несуразица!
Но значит ли эт? чт?мы должны отбросит?вс?«локальны?raquo; религи? двиг?сь ?общемирово??универсально? Вовс?не? ?хочу лишь сказат??сознательном выборе религи??сознательном отношени??собственно?религиозност? ??этом ?заключается концепция «эффективно?религи?raquo;. Уж??само?этом словосочетании очерчивают? контур?некоег?альтернативног?подход??вопрос?религиозност?
Мы не привыкли употреблять тако?утилитарно?слов??отношени?самого священног? Скорее для на?собственная религия – эт?инстанция безусловно?истины, глубоких эмоциональны?переживани? нежели эффективност? Но постойте, сейчас буде?по?тн? ?чему я веду.
Концепция «эффективно?религи?raquo; основывает? на нескольких важных предпосылках.
Предпосылк?1 – Объективно?утверждени?определенной религи?ка?абсолютной трансцендентальной истины – вещь абсолютн?бездоказательн?, являющ?? инстанцией эмоций, личной уверенност? но ника?не объективного положения веще?
Прощ?гово?, вера ?то, чт?существуют лишь христианский, «новозаветный» Бо?со всем?ег?атрибутами, заложенным??христианском учении, являет? лишь веро? Такж?ка?вера ?существовани?языческих бого?ил?вера ?Кришну, Шиву ??? Не существует никаки?объективны?основани?считат? чт?одна вера «лучш?raquo; другой ?боле?близка ?истине.
Чт? постойте? Вы скажет? чт?есть каки?то чудеса, «доказывающие» существовани?именно Бога ваше?религи? Но если вы изучит?другие направления, то ?та?вы обнаружите явлен?, чудеса, которы?приписываются Богу этог?направления!
?може?вы «личн?общаетес??Богородице?» Прекрасн? Но пока вы ?не?общаетес? набожный суфи??жаркой стране сливается ?Бого? буддисту ?сост?ни?глубокой медитаци?являют? бодхисатвы, прошлы??будущи?будд? ?йо??гималайско?пещере раство?ет? ?безличностно?Брахмане! Поражает, не правда ли?
Никт?ещ?не возвращался ?того свет? Не?никаки?данных ?пользу того, чт?действительн?существует уютный христианский/мусульмански?ра?ил?реинкарнац?. Каки?то исследован? последне?проводилис? но не получили признания ?научно?сред? поэтом?вопрос реинкарнации пока открыт. Те?не мене? ?разных люде?есть ка?опыт общения ?ангелами, та??опыт переживания свои?прошлы?жизней.
Сраз?скаж? чт?я не хочу отрицать существовани?Бога, списыв? вс?эт?явлен? на галлюцинации. Здес?было бы уместн?предположить неко?подключени??«общему источник?raquo;, принимающе?различны?форм? ?проекции на культурный плас?различны?люде?
?обще? одни люди истово ве???Христа, другие го?чо славя?Шиву. Нель? со 100% уверенностью заявлять, чт?кт?то из ни?прав больше другог? Возможно, прав?вс?ил?не прав никт? Но этог?мы такж?не може?знат? Эт?вопрос веры, индивидуальных эмоций, обусловленны?ка?личностным?особенностями человека, та??факторам?культуры ?воспитан?, ?не свойствами самого «Абсолюта».
Предпосылк?2 – Религи?могу?нест?добр??пользу лю??/strong>
Кт?то уж?наверняка реши? чт?подобные рассуждения буду?очен?органичн?смотреть? ?уста?какого-нибудь ученог?атеист? предлагающег?отказать? от религи? Но я вовс?не ?этом?веду. Напротив, я уверен, чт?религи?несу?ил?могу?нест?пользу, ка?для конкретног?индивида, та??для общества ?цело?
Он?предоставляют не только свод моральны?правил, но ?определенные техник?(молитв? медитация, пост, дыхательны?практики ???), помогающие лю??развит?нравственные, духовные ?волевы?качества, почувствоват?се? спокойне? счастливее, ощутит?общность ?че?то, стат?добрее ?терпимее.
То, чт?отличает ме? ка?от воинствующег?атеист? та??от глубок?религиозного человека, та?эт?отсутствие интереса ?вопрос?«истинности» ил?«ложности» религи? Религия интересует ме? больше ка?технолог?, технолог? достижен? определенных сост?ни?сознан? ?развит? особенны?личностных качест? ??этом смысле, на мо?взгля? религия може?нест?ценную ?незамениму?функци?
Эффективная религия
?ту?мы уж?вплотную подходим ?идее эффективно?религи? Если, ?одно?сторон? религи?несу?пользу, ??другой — мы не може?знат?наверняка, какая из ни?боле?истинн? че?остальны? то ка?же мы може?их оценит?
Да, посмертное существовани?скрыто от нашего наблюден?. Но, чт?доступно нашему осмыслению, эт?наше земное существовани??вл?ни?религи?на него.
Концепция «эффективно?религи?raquo; означает, чт?мы перестае?рассматриват?како?то одно религиозно?учение ка?бесспорную истину, не приемлющую сомнен?. Мы, напротив, задаем вопрос? мы пытаем? по?ть, наскольк?эт?религия отвечает качеству наше?жизн? удовлетворяет наше стремление ?счасть? гармонии ?миру, то есть то, наскольк?эт?религия эффективна.
Мы не може?знат?наверняка, являет? ли то?духовный путь, которы?мы выбрал?истинным ?трансцендентно? потусторонне?смысле ?отвечает ли он абсолютной правде. Мы може?только верить ?эт?
Но чт?мы може?сделат? та?эт?посмотреть на нашу жизн? на жизн?те? кт?на?окружает ?задать себе вопрос? Помогает ли моя религия мн?быть боле?гармоничны? сбалансированным человеко? Предоставляет ли эт?религия средства ?техник?для того, чтоб?я мо?справлять? ка??повседневным?неудачам? та???сильными душевным?потрясениями, горе??отчаянием? Помогает ли мн?моя религия воплощат??себе те ценности, которы?он?же провозглашае? любовь ко всем лю?? сострадани? контроль страстей, душевный ми? Яв?ет? ли моя религия больше моим помощником, способствующим моем?духовном?развитию, че?тюремщиком, парализующим мо?волю ?ограничивающим свобод?
Если ответы на эт?вопрос?буду?скорее положительными, то таку?религи?можн?считат?эффективно? ?рамках этой концепци?мы избегаем богословских споров ?сущности Бога, Абсолюта, ?то? чт?недоступно непосредственном?опыт? ?говори??веща? которы?мы може?по?ть ?осмыслит? наша земн? жизн??вл?ни?религи?на не?
Эффективност?религи?може?быть оценен?не только ?контекст?индивидуальной пользы, но ?общественной. Помогает ли определенное духовное учение обществу становиться здоровым ?гармоничны? препятствоват?ка?внутренней, та??внешне?агрессии?
(Конечн? здес?я привож?пример очен?грубой оценки. Необходимо учитыват?мног?факторов, таки?ка?степен?религиозност?общества (например, люди ?Инди?намног?боле?религиозны?че?люди ?России, хоть последни??отно??се? ?христианам формальн? но очен?част?не исповедуют ценносте??ритуалов учен? Христа), культурный ?социальный контекст общества, темперамен?люде????)
?последне?случае мы оценивае?эффективност?религи??объективно?плоскост? являет? ли та ил?ин? религия эффективно?для большинств?членов общества? Но эт?не значит, чт?данн? концепция не може?существовать ?плоскост?субъективной: какая религия больше подходит конкретном?индивиду. То есть несмот? на то, чт?явн?существуют каки?то общи?стандарт?эффективност?? наверное, можн?говорить, чт?одни религи?эффективне?других вообще (для большинств?люде? из этог?не следуе? чт?он?буду?боле?эффективными для каждог?отдельного человека. (Поэтом?дальше ?этой статье я буду говорить ?двух пласта?эффективност? объективно? обще??субъективном, частно?
Те?не мене? дальше я бы хоте?обозначить те черт?религи? которы? по моем?мнению, соответствую?ее эффективност?
Многоуровневость ?универсальност?/strong>
Чт?я понима?по?многоуровневость??универсальностью? Эт?способност?определенног?учен? быть доступны?для самы?разных люде? самого разног?уров? развит?. Начн??пример?
Когд?буддиз?стал просачиваться на Запа? част?западных интеллектуалов поразились «элитарност?raquo;, «интеллектуальности», «практичности» этог?учен? на фоне знакомог?им «догматичного» ?«ритуализированного» христианства ??восторго?приняли восточно?учение. Но буддиз?именно «просачивал?», то есть проходил по частя? ?неполном виде. По мнению некоторы?исследователей буддизма, таки?ненавистны?интеллектуалам вещи ка?ритуал??церемони? содержалис?уж??само?раннем учении Будд? боле?того, Гаутам?са?поощ??паломничеств? поклонен? моща?святы?
?правильн? Потому чт?религия не должна быть сугубо элитарно? Потому чт?далеко не каждый челове?способен воспри?ть тонкие истины, требующи?особых сост?ни?сознаний, изощренные учен?, для понимания которы?необходи?развитый интеллек? Не вс?способны реализоват?мистически?переживания, чувств?единства ?«Бого?raquo; посредство?усердной практики. Но каждый индиви?нуждается ?сост?ни?покоя ?целостност? ?если кому-то для этог?нужн?ритуал? акты поклонен?, паломничеств? пуст?буде?та?
Критик?ритуализации религи?упускают то?факт, чт?ритуал?играют такж?утилитарну? психотехническую роль. Он?успокаиваю?ум, настраиваю?ег?на боле?тонкую работу. Несмот? на то, чт?я не могу назват?се? представителем ни одно?религи?(хоть ?симпатизирую восточны?учен??, я част?пере?за?тиями практиками дела?каки?нибудь короткие ритуал? Согласитес? если вы посвятите немног?времен?тому, чтоб? например, ?тишине ?спокойстви?зажечь палочк?благовоний (казалось бы, какая глупость!), то эт?поможе?ва?во время медитаци?меньше думать ?повседневных дела?
Религия должна быть доступна всем! Поэтом?он?должна содержат?ка?плас?для посвященных (эт?Исихаз??другие мистически?направления христианства, суфизм ?Исламе, Дзен ?Буддизме, Каббал??Иудаизме (кстати гово?, беглый анализ данных мистически?направлени?обнаруживает удивительную схожесть межд?ними. Мистик?от разных религи?во многом друг ?другом солидарн?), та??боле?по?тную ?доступну?област?для всех люде? описание ритуальных действий, правил проведен? церемони??об?до? способ?паломничеств????(эт?област?уж?сильно различается ?разных течения?. Но, на мо?взгля? мистически? элитарны?плас?не должен замыкать? ?себе, ?хоть немног?интегрироват?свои практики ?боле?доступны?всем лю??вещи, ка? например, происходит ?восточны?религия?(установк?на развитие сознан?, медитаци?лежи?уж??самы?основных принципа?буддизма). ?авраамически?традиц??этот плас?боле?замкну??закрыт для непосвященных (большинств?христиан не знаком? например, ?дыхательными техникам?исихазма, «христианской його??медитацией»).
Доступны?методики саморазвит?. Практичность
Он?есть во всех религия? молитв? медитация, пост, дыхательны?техник? Но част?их выполнению не уделяет? мног?вниман?, чт?странн? потому чт?именно от ни?зависи?духовное развитие человека. Эффективная религия не буде?допускат?того, чт??ее представителей буде?формироваться мнение, чт?их спасение зависи?только от формальног?исполнен? норм ?ритуалов (хо? эт?тоже важн?.
Эффективная религия делает большо?акцент на развитии сознан?, совершенствовани?добродетелей, учит управлять? ?тревогой ?страхо? сомнен?ми ?самокритикой. (?не только предписывает запрет??ограничения, но ?показывает, КА?мы може?стат?лучш? Ведь ?факт?существования земной жизн?со всем?ее ?готами ?страданиями, никт?не сомневается.
Актуальность ?однозначност? Защита от религиозны?девиаций
Эффективная религия должна избегать дв?ки?толкований. ?не?должна быть встроенн? защита от пр?влений фанатизм??девиаций, от реализации садизм??жестокости по?видо?благочестия. ?одно?сторон? эт?защита може?быть представлена ?виде практических совето?по духовном?развитию.
На мо?взгля? крайни?пр?влен? религиозного фанатизм? религиозно?жестокости – эт?следстви?неразвитости сознан?. Фанати?– эт?челове? которы?не научил? справлять? ?похоть? жестокость? алчность? жаждой власти, но теперь получи?мнимое прав?пр?влять эт?качества по?видо?религиозност? ?морально?план?он не лучш?преступников, хоть ?мнит се? праведнико? Поэтом?для религи?та?важн?давать ясные ?четкие инструкции по самосовершенствовани? чтоб?челове?очисти?свое сознание от омрачени??пороко? прежде че?вершит?необдуманные поступки по?знаменам?свое?веры.
Помимо этог??сами?текста?религи?должны быть четк?прописан?норм?праведного поведения ?учтены недопустимые действ? (?учетом анализ?истори?, ?то?числ? прикрывающие? маской религиозност?(например, недопустимость религиозного преследования, насилия, «инквизиции»).
Религиозны?практики, пост?та?же не должны ни наносить вред?личности, ни приводит??подавлению желани? ни рождат?новы?пороки ?девиации. Эффективная религия не должна избегать согласован? ?научными данным? психологие?не ?космогоническо?смысле (вопросах возникновения мира – ту?он?никогд?не сойдут?), ??вопросах сбалансированног?развит? личности.
Непротиворечивость
Вообще, религиозному учению трудно быть непротиворечивым, особенно ?учетом пункта 1 (многоуровневость), разные уровни могу?конфликтоват?друг ?другом. Богослов?сделал?вс? чт?могл? чтоб?увязать идею ?милосердно?христианском Боге со всей ег?ветхозаветно?жестокость? человеческим?жертвами, причиной которы?стал ОН, чтоб?соединит?концептуальным мостом Ветхий ?Новы?Заве? увидев ?смерти Иисуса Христа искупление первородного грех? восходящего ?книг?Бытия.
Вероятн? ?мудреных построен??богословов вс?эт?противореч? снимаются, но не ?голова?обычны?люде? опирающихся на здравы?смыс? которы?обнажает весь этот антагонизм межд?ранним?иудейскими корнями христианства ?боле?поздними греческими вл?ниями, межд?древне?еврейско?религиозно?книгой ?учение?Иисуса Христа. Иногда кажется, чт?христианство – эт?попытк?объединить дв?совершенно разные религи??одно?
?дело не только ?этом, ??то? чт? стре?сь достучаться до ка?можн?большего числ?люде? религия неизбежн?рождае?новы?противореч?. Эт?закономерный процес??никако?учение нель? ?этом винить. Опять же эт?вопрос многоуровневости. Одни?лю??нужн?предоставить пищу для интеллектуальног?познан? Бога, другим для экстатически?откровений, третьи?— идею любв??заботы, ?четверты?(кого уж?ничего не бере? — стра?пере?вечным?муками. Поэтом??рамках одно?религи?мы може?видеть ?Бога милосердного, лю?щего ?Бога жестоког? карающег?
Те?не мене? структурны? идеологический каркас эффективно?религи?можн?строит?боле?логичн??последовательн? избегая всяки?острых угло? противоречий. Достаточно изящный, по моем?мнению, ?этом построении – эт?буддиз? Идеи Бога та?не? ?он?ка?ра?може?рождат?масс?путаницы ?вопросов («Если Бо?милосердны? откуда вс?эт?страдани?»). Та?не?ни наказания, ни поощрения: вс?ответственност?за моральны?провинност?«вершит» безличны?зако?причинно-следственных связе? Каждый са?може?«спастись», обре? просветление, ?космогонически?вопрос?(вопрос?возникновения мира, смысла жизн? остают? за гранями буддистского дискурса ка?не важные. То есть буддиз?«нащупа?raquo; способ избавить? от лишних противоречий просто путе?того, чт?не стал создават?множеств?«сущносте?raquo; (таки?ка?Бо? смыс?жизн? наказани??поощрени? ?рамках свое?доктрины. То есть он куда боле?минималистичны??поэтом?стройный. Но многим лю??он?покажется боле?противоречивой, че?ближневосточны?религи? Вс?мы разные ?я просто высказываю свое мнение.
Заче?вс?эт?
?понима? чт?тема, котору?я здес?затронул, достаточно глубок??сложна, требуе?обширных познаний ?глубоког?анализ?на уровне цело?серьезно?исследовательско?работы, на котору? конечн?же, данн? стат? ника?не може?претендовать. ?вижу, чт?эт?стат? не дает какого-то конечног?ответа на вопрос? цельно?идеи ?способ?ее реализации. Скорее эт?способ выразить мо?взгляды на религи?во??тако?форм?
?призна? чт?я могу лишь «заигрывать» ?темо? но цель этой статьи была не создат?каку?то концепци??протолкнут?ее ?масс? ?заставит?люде? которы?ее прочитаю? думать немножко по-другом? всколыхнут?мышление ?фантазию, разбит?конформистские установк??заставит?взглянуть на некоторы?вещи ?иног?ракурс? Если вы останетесь пр?свое?прежне?мнении — отличн? Моя задача буде?выполненно? если данн? стат? заставит ва?хоть немножко задумать?.
Эффективная религия — эт?путь ?тому, чтоб?перестат?воспринимать религиозны?течения (особенно ?то?форм? которо?он?до на?дошл? бездумно, вн?рамо?всякого критического осмыслен?, ка?делают глубок?религиозны?люди. Но ?то же время не критиковат?религи? ка?одно большо?заблуждени?вообще, ка?делают атеист? ?пытаюс?взглянуть на отдельны?аспект?религиозност? призна?то?факт, чт?ритуал? религиозны?верования ?традиции могу?нест?пользу, только разную.
Эт?способ заставит?люде?задумать? ?свое?религиозност? ?вл?ни?свои?религиозны?взглядо?на жизн? ?то? чт?религи?создавалис?людьми ?могу?быть несовершенны. ?результато?этог?може?быть не только смен?религи?ил?отка?от оной. Итогом осознанног?отношения ?религи?може?быть такж?углубление ?обретени?больше?уверенност??свое?традиционной вере!
«Че?являет? для ме? моя вера? Стал?ли он?для ме? источником поддержк? способом духовног?развит?, ил?же он?превратились лишь ?формальный ритуал, поддерживаемый мной из страха? Каки?изменения мн?следуе?провести ?религиозно?сфер? чтоб?моя религия стал?для ме? боле?эффективно?
Предлагает ли он?мн?доступны?способ?саморазвит?? Яв?ет? ли он?для ме? непротиворечивой, ил?мн?приходит? идти на конфликт со здравы?смысло? чтоб?поддерживать вс?эт?взгляды? Исповеду?ли я ее по велени?сердца ил?только потому, чт?вс?вокруг ее исповедуют?»
Несмот? на то, чт?каждый челове? ка??я, може?считат??обще??цело?одни религи?эффективне?других, кажд? отдельная религия, може?быть ка?боле? та??мене?эффективно? ?зависимост?от того, ка?вы ее использует?
«Взрывать неверных» ?достигат?неповторимог?единен? ?Бого? рожд? ?себе любовь ?сострадани??коллективной суфийско?медитаци?– эт?разные по свое?эффективност?индивидуальные акты осмыслен? одного ?того же религиозного материал?
«Эффективная религия» – эт?попытк?показать, чт?вс?религиозны?спор??то? «какая религия истинн?» не могу?привести ?правде ?примирению участников конфликтов.
Мы не може?знат? чт?из религи?правда, ?чт?ложь: каждый буде?настаивать на свое?традиции. Куда ка?больше?значение имее?то, но??ли носители како?то религи??себе ее добродетел? Если буддисты ил?индуисты ?средне?мене?агрессивны? боле?терпимые ?сострадательны? че?христиан?(ил?наоборот), то эт?куда больше говори??пользу буддизма (ил?христианства), че?вс?богословские спор?
Если како?то священник, приходя домо? бьет свою жену ?жесток?наказывает дете? то чего ст??вс?ег?знание священных тексто?
Мы должны обратить внимание на эт? на то, чт?поддается нашему наблюдению!
Эффективная религия значит, чт?мы перестае?принимат?собственно?религиозно?воспитание, ка?данность.
Если бы мы посвящали чуть-чуть больше времен?изучению чужо?религиозно?культуры, чужи?духовных традиций, мы бы обнаружили больше родств? че?различий межд?нами. Было бы куда меньше причин для ненавист?
? конечн?же, данн? стат? была моей попыткой пофантазироват?ка?може?выглядеть религия будущего, та?чт?можете смотреть на не?ка?на художественное, утопическо?произведение ?не воспринимать ее слишко?серьезно.
Рубрик? | Эзотерик?/a> |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |