22 мая 105 ле?наза??Петербурге ?семь?надворного советник?родился то? кт?подари?на?ка?миниму?де?то?дивных мелоди?на вс?случаи жизн? масс?анекдото??множеств?забавных легенд ?Никита Богословский. ?граф?br />
«происхождение?он писа? «быв. двор.? ?чт?могл?означать, по задумк? не
принадлежность ?дворянскому сословию, ? ?пример? указание на выходц?br />
из семь?бывшег?дворника. Суровы? беспощадны?ХХ ве??нему бы?весьма
снисходителе??даже награжда?ег?за находчивость ?талант цветам??апло-
дисментами.
Тайн?мастерства юном?Никите передава?Александ?Глазунов, велики?композитор ?прирожденный педаго? Для Богословског?он бы?наставнико?не только ?музыке, но ?по част?юмор? Создател?балета «Раймонда» ?других выдающих? произведений знал толк ?каламбурах. Однажд?Глазунов прочел ?утренней газете ?то? чт?турецкий султан казнил нескольких придворных певцов ?че?то их искусств?не угодил?деспот? ?обед?было готово четверостиши?
Уж посажены на ко?басы
(Не больши??ни?ведь чины),
Та?не скушат?ли на?колбас?
?не слопат?ли на?ветчин?
Будущи?авто?«Шалан? полных кефали?охотно пере??традицию розыгрышей ?скетче?классическог?XIX века. Начинающий остря? ка??ег?учител? не сомневал?: бе?шалостей бы?пресен ?уныл. ?не умел се? сдерживать, когд?«натур?рвалась» похулиганить. Для таки?люде?жизн??игра, ?не борьба. Никита Владимирович создавал вокруг се? праздник ?постепенно втяну??этот карнавал многомиллионну?арми?поклоннико?
слов?Владимир?Агатов?/center>
Дебютные музыкальны?опус??первые газетные фельетон?начали выходить из-по?пера Богословског?практическ?одновременно. ??преклонные годы он являлся единственным ?СССР действительным членом четыре?творческих союзов: композиторов, кинематографисто? театральны?деятеле??журналисто?
Давным-давн? ?собственному ?тнадцатилети? Никита написа?оперетту «Ноч?пере?Рождеством? Ее ту?же поставил??ленинградско?театре Музкомедии, однако юног?творца на вечерний спектакл?по малолетств?не пустил? Билетерш?заявила: «Мальчик, тебе нель?, придеш??мамо??воскресень?на утренник? Данную истори?он впоследствии рассказыва?бесчисленное количество ра? ?сегодня уж?невозможно определить, гд?правда, ?гд?выдумк? Мистификации стал?для него не развлечением, ?образо?жизн? По этом?поводу са?он некогд?философски изре? «У ме? бы?один розыгрыш, задуманный 27 ле?наза? Он ше?ка?многосерийны?филь? Но во?беда: ег?участник?начали умират? ?когд?актеры выбывают, надо ме?ть сюжет».
Первые всесоюзн?известны?песн?Богословский сочини?для кинокартин?«Остро?сокровищ? Вся страна ?1938-?распевал?«Песенку Дженни? «Есл?ранили друг? сумеет подруг?врагам отомстит?за него. Если ранили друг? пере?же?подруг?го?чи?раны ег?..?
Если ранили друг?/b>
Бе? бараба?/b>
Пиратская песня
слов?- ? Лебеде?Кума?/center>
Один за другим выходили на экра?превосходные мультфильм??репризно? изобретательно?музыко?молодого маэстр? «Кот ?сапогах», «Три мушкетера», «Мойдодыр»...
?те?по?баловня судьбы не покидала слав? ?то?числ??скандальная. На ег?шестидесятилети?Дмитри?Шостакович произнес примерно тако?спич: «Нашег?юбиляра я помн?ещ??начала 30-? Тогд??Ленингра?неожиданно приеха?Исай Добровей? уж?живший за границей, ?да?один-единственный полузакрытый концер? Билето?на него не было, я ше??Консерватори?чере?служебны?вход, ка?вдру?передо мной возник како?то юнец ? указав на ме? чере?плеч?пальце? сказал: «Это??со мной? Та?я впервы?узна?имя наглец? студен?Никита Богословский!?br />
Доверчивог??расс?нног?классика он люби?разыгрыват?смолод? хо? ?мног?позж?не бе?удовольств? вспомина? «Как-то, идя по Невскому, встречаю Дмитрия Дмитриевич?Шостакович? которы??задумчивости гу??по проспект? гля? себе по?ноги ?чт?то тихо насвистывая.?эт?бы?ещ??день рожден? Шостакович? но он не изме??своему правил?ежедневной прогулки по городу. ?уж?немног?знал Шостакович?по Союз?композиторов. Ну ?во? я вежлив?раскла?лся ?ни? поздрави? Он расс?нн?выслушал, явн?не узна?ме?, но, поблагодарив, продолжи?прогулку, опять погрузившись ?се?. ?взя?извозчик? обогна?композитор??опять поше?ем?навстреч? Вс?повторилос??вежливые поклон? поздравлен?. Он уж?слегка удивле? Зате?я повторя?свой маневр ?третий ра? Шостакович уж?ничего не насвистывает, он растеря??озабочен. Увидев ме?, уско?ет ша??переходи?на другую сторон?проспект? Тогд?я бегу на почтам? звон?друг??Москву, ?то?посылает на адре?Шостакович?срочну?телеграмму: «Находясь ?Москве ?не им? возможност?личн?поздравить ва??днем рожден? зп?хочу сделат?эт?данной телеграммой». Дале?шл?привычная поздравительная част? ??конц??«Д?скорой встреч?тч?Никита Богословский?
?другим музыкальны?мэтром, Сергее?Прокофьевы? он познакомил? ?Москве. Их тогд?поселили по соседств? Но во?незадача ?один бы?«жаворонком», ?второй ?неисправимой «совой?(?замечательны?мемуаристо?: «Когда ем?надоедал? чт?я по ноча?игра?на рояле, он стучал мн??потоло?швабро? Если же он начина??утра музицировать, нарушая мо?утренний со? я не решался стучат?каблуком ?по? чтоб?не мешать творческом?процессу гения?
Жертво?поистине хрестоматийног?(хо?, по правде гово?, далеко не самого доброг? розыгрыш?стал однажд?Сигизмун?Ка? написавший немало хороши?попу?рных песе? На Донбассе ше?творческий вече?сраз?двух композиторов. ?первом отделени?выступал Богословский. Ко втором?подъезжа?Ка? ?дотелевизионну?эпох?совсем немногие знал?свои?любимцев ?лицо, ?Никита Владимирович, появившис?на сцен? смел?представил?: «Здравствуйт? ме? зову?Сигизмун?Кац». Посл?чего ?успехо?исполнил весь репертуа?друг?коллег? ??антракте се??ЗИ??бы?тако? Ту??публик?выше?Сигизмун?Абрамови? ?недоуменны?зрител?прослушали эт?же программ?во второй ра?..
По слухам, Никиту Владимирович?на полгод?исключил?из Союз?композиторов. Чт?? вполне адекватное наказани? хо? ?розыгрыш воше??классику, наверное, не мене?заслуженно.
Сред?великолепной пл?ды авторо?советски?мелоди?1930?940-?Богословский не только не зате?лся, но ?успешн?разрабатывал пласты актерского пения. Ег?лучшие предвоенны?композиции ?«Любимый город», «Огоне??твое?окне? «С??курган?темные??исполня?всеобщий любиме?Марк Бернес.
слов?Евгени?Долматовский
слов?Бори?Ласкин
Да ?Утесов, которы??легкой руки Богословског?на како?то время переквалифицировал? ?старог?московског?извозчик? бы?актеро??по професси? ?по духу.
слов??Родионов
Горазд?позж? ?1970-? седо?ка?лунь мэтр напише?цикл песе?для Валерия Золотухина, ?он??задушевные, ироничны? «фамильные??внов?зазвучат на вс?страну: «А я ?отве?на твой обма?найд?ещ?кудрявее».
слов?? Тани?/center>
Посредство?ег?произведений можн?вполголоса об?снять? ?любв? «Три года ты мн?снилас? ?встретилас?вчера».
стих?Алексея Фатьянова
Искусством играть на полутона?он владел филигранно.
?во время войн?Богословский сотворил «Темну?ночь? Никита Владимирович повествова?об этом та? «К?мн?пришел режиссер Леонид Луко??сказал, чт?бе?хороше?песн?ника?не получает? сцен??землянк? ?пр?этом та?талантливо рассказа??даже показа? какая он?должна быть, чт?я се??роялю ?сыграл вс?мелоди?от начала до конц?бе?единой остановк?именно ?то?виде, ?которо?он?вошл??фильм».
Слов?сочини?поэт Владимир Агатов, ем?для этог?понадобилась пара часо? Пока картин?снимал? ново?произведение Богословског?успели исполнит??записать Леонид Утесов ?Иван Козловский. Перв? матриц??фонограммо?голоса Иван?Семеновича пошл?тогд??корзин? работниц?завода грамзаписи не сдержала эмоций ?подпортила пластинк?слезам?
Никт??ту пору не сомневал?: песня являет? грозны?оружие? ка?боев?, та??лирическ?. Ведь героя?победите??нужн?не только марш? «Темная ночь?практическ?не нуждалас??переводе, ее ?1940-?понимали воин? говорившие на самы?разных языка? легк?различал??не??грусть-печаль солдат? тоскующего по родным, ?ег?решимост?сражаться до конц? ?любовь, бе?которо??минуты роковы?не буде?ни отваги, ни надежд?
Он реже, че?другие композитор? писа??партии. Зато чаще привноси??свои вещи камерность, интимность, артистиз? Ег?творчество иногда бранил?за «мелкотемье». Ещ?больше доставалос?таки?песня? ка?«Шаланды??за эстетизаци?«блатных?мотиво? Впроче? ?те годы от критик?попадало всем, даже сталинским лауреата? ?1960-?зоил?умолкл? фронтовая лирика Никиты Владимирович?стал?признанной классико? ?са?он превратился ?завсегдатая худсоветов.
Каждый находи??ег?песня?свою изюминку, близку?сердцу интонаци? Лемеше??Магомаев исполняли их по?оркест? «Шаланды?пелись по?гитару, ?якобы русская народн? «Помнишь, мама моя, ка?девчонку чужу?..?звучал?по?аккомпанемен?гармошки.
Острот?Богословског?де?тилетиями тиражировались ?газета?по?рубрикой «Заметки на по??шляпы? Их можн?цитировать бесконечно: «Белую рубашк?следуе?надевать дв?раза. Зате?он?делает? серо? ?ее ещ?долг?можн?носить? «Продают? щенк??родословно?хо?ина», «Ему везл??карт?чаще, че?полагает? по?дочном?человеку? Однажд?композитор опубликова?открытое письмо мэру Юрию Лужков?
Оплачивать квартиру дене?нету,
? видимо, не буде?никогд?
Назвал?моим именем планет?
Быть може? переехат?мн?туда?!
Эт?миниатюр?наверняка войдет ?антологи?русско?сатиры, ?не??правда ?наши?90-? Богословский тогд?не писа?новы?композиций. ?лирике тогдаш?я действительность не располагал? Да ?песенн? конъюнктур?стал? ?гк?гово?, чересчур коммерческой. Мэтр пожима?плечам? «Тот стил? которы?пропагандирует? сейчас на ради? на телевидени? на эстрад? мн?чужо? потому чт?я привык ?музыке мелодичной, запоминающей? на долгие времен??ка?то будоражаще?ум??души?
Романс из к\?"Александ?Пархоменко"
музыка ?слов?Никита Богословский, поёт-Фаин?Раневская
Само по?ти?«эстрада?вышл?из употреблен?. Вместо не?заговорили ?«шоу-бизнесе». На этом «празднике жизни» советски?корифе?оказал? чужи? ?шутк?ег?становилис?вс?горш? ?отточенном парадоксальном стил?он рассужда??смерти: «Я живу ?доме, на которо??ть мемориальных досо? ?мн?чрезвычайн?любопытн? чья буде?шест??
Злые языки характеризовал?Богословског?ка?непробиваемого циника ?хамелеон? мо? тако?же, ка?ег?модные очки. Щеголь ?вертопра? бе?конц?изрекающий острот? порхающи?галопо?по Европа? ка?некоторы?казалось, не умел испытывать сильны?чувств, легк?вычеркивал из жизн?неудобны?люде? оберег? свой «уголо?эгоиста».
Он быва??представал разным. ?песн?сочи??то меланхоличны? то ернические, то ??народном духе. Когд??Чечн?проливалас?кров? Богословский написа?
Эт?строфу чита?со слезам??голосе. ?вообще... создат?«Темну?ночь?прожженный цини?не смог бы, ка?бы ни пытался.
На закате дней ем?удалос?сотворит?мистификацию, которо?позавидова?бы граф Калиостр? Ше?концер? посвященный 90-летнем?юбилею композитор? Богословский ?темных очка? пр?бабочк? ка??положено юбиляру, восседал на сцен? приним? цвет??поздравлен?. Звучал?ег?песн? сменялись солист? ?вдру??конц?представления из зала на этот помост-пьедеста?выше?Богословский. Оказывается, вс?эт?время букеты принимал Оска?Фельцман, которого Никита Владимирович уговорил поучаствоват??игре.
Та?поднять? на сцен? ка?Богословский, дано не каждом?
Моем?друг?/b>
стих?Михаил Матусовски? ис?Владимир Трошин
из к\ф«Долгие версты войны», 1975