Айны.. Чт?мы знае??ни? |
"...?нынешнем, государь, ?711 году, мы, рабы твои, ?Большо?реки (Камчатки), август??1-го числ? ?ту Курильскую земл?край Камчадальского носу ходили; ??того носу мы, рабы твои, ?мелких суда??байдарах за переливами на море на островах были".
Козыревски?поднимае?голову от бумаги, прислушивает? ?шуму дождя за бревенчатыми стенам?наскор?срубленной избы. Ночь. На стол?гори?плошка. Порывы ветр?ударяют ?окно, за?нуто?лахтачьи?пузыре? ?избе холодн??сыро, но Козыревски?не замечает этог? Он словно бы внов?перенесся ?то?день, когд?вместе ?Данило??двенадцать?казаками добрал? до курильской Лопатк? от которо?за полосо?воды, прямо на полден? была видн?скалистая земля. Погрузившись ?байдар? отчалили, но вода ?пролив?вдру?закипела ??бешено?сило?понеслас?из океана ?Пенжинское море. Едва успели вернуться. Устрашенны? долг?ещ?смотрели казаки, ка?переливают? во?ны?горы, ?когд?море стихло, снов?погребли ?ма?ще?земл? На этот ра?повезл?
Остави?байдар?сохнут? пошл?берего?на полден???вечеру увидел?то ли дома, то ли чумы. Держ?пищали наготове – кт?знае? чт?та?за люди, – направилис??ни? Навстреч?высыпало челове?полсотни, одетых ?шкур? Смотрели бе?испуга ?были облика необыкновенног?– волосаты? длиннобороды? но ?белыми лицами ?не раскосые, ка?якуты ?камчадал?
Нескольк?дней он ?Данило?чере?толмач?скло??курильце?по?государеву руку, но те отказывались от тако?чест? заявляя, чт?никому яса?не платил??платит?не буду?
Только ?узнали казаки, чт?земля, на котору?он?приплыли, остров, чт?на полден?за ни?лежа?другие остров? ?ещ?дальше – Матмай, Япон?, ка?по??тогд?Козыревски? ?те??отбыли казаки обратн??Большерецк...
Мы не утверждаем, чт?картин? нарисованн? нами, ?точности соответствуе?действительной, но документ, из которого взята цитата, существует. Эт?"записк?quot; казачьег?атаман?Данилы Анцыферова ?есаула Иван?Козыревского, коей он?извещали Петр?Первог?об открытии Курильских островов ??первой встреч?русски?люде??аборигенам?тамошних мест – айнами, прозванным?казаками за свою чрезвычайную волосатост?"мохнатым?курильцами".
Событи?эт?помечено лето?1711 года. ?первые сведен? ?Курильских островах сообщи?ещ??1697 году "дальневосточны?Ерма?quot; Владимир Атласо? Правда, са?он та??не побыва?на Курила? "взыщ?смерть" ?одно?из схвато? но дело ег?довели до конц?сподвижник?
Чере?26 ле?посл?Анцыферова ?Козыревского, ?1737 году, Камчатку посети?Степан Крашениннико? ученик ?соратник Ломоносова, член Российской академии наук. Он остави?посл?се? классический труд "Описание земл?Камчатки", гд? помимо других сведений, да?подробну?характеристику айно?ка?этническог?типа. Эт?было первым научны?описание?племен?
Ве?спус?, ?ма?1811 года, ?курильским берега?приста?русски?военны?шлюп "Диан?quot; по?командование?знаменитог?мореплавателя Василия Михайлович?Головнин? Будущи?адмира??течени?нескольких ме?це?изучал ?описывал природ?островов ?бы?их жителе? ег?правдивы??красочны?расска?об увиденно?высоко оценил?ка?любители словесност? та??ученые специалист?
Отмети??таку?деталь: переводчиком ?Головнин?служил куриле? то есть ай? Алексе? На?неизвестно, како?имя носи?он "?миру", но ег?судьба – один из многочисленных примеров контакта русски??курильцами, которы?охотно обучалис?русско?речи, принимал?православи??вели ?нашими пращурам?оживленную торговлю. Такова предыстория научного изучен? этог?небольшого народа.
Айны. Загадочное племя, из-за которого ученым?разных стра?сломан?велико?множеств?копи? Белолицы??прямоглазые (мужчин??тому же отличают? сильно?волосатостью), айны по своему внешнему облику разительно отличают? от других народо?Восточно?Азии. Он?явн?не монголоиды, скорее ?готеют ?антропологическому типу Юг?Восточно?Азии ?Океани? Охотники ?рыболовы, на протяжени?веко?почт?не знавши?земледел?, айны те?не мене?создал?необычну??богату?культуру. Их орнамент, резьба ?дере?нн? скульптура удивительн?по красот??выдумк? их песн? танц??сказан? талантливы, ка?всяки?подлинны?творен? народа.
Абориген?Японских островов, южного Сахалина ?Кури? айны называли се? различными племенными именам?– "соя-унтара", "чувк?унтара". Слов?"айну", которы?их привыкли называть, вовс?не самоназвание этог?народа, он?означает только "челове?quot;. Японцы называли айно?словом "эбис?quot;.
Факт?культурной истори?айно?многочисленн? ? казалось бы, можн??высоко?степенью точности вычислит?их происхождени? ?само?деле: можн? во-первых, предположить, чт??незапа?тные времен?вс?северную половину главного японского остров?Хонс?насе?ли племен? являющие? ил?прямыми предками айно? ил?ст?щи?по свое?материальной культуре очен?близко ?ни? во-вторых, известны дв?элемента, которы?состав?ли основу орнамент?айно?– спирал??зигзаг; ?третьи? не подлежит сомнению, чт?исходным моментом айнски?веровани?бы?первобытны?анимиз? то есть признани?существования души ?любого существа ил?предмета; наконе? достаточно хорошо изучен?общественн? организация айно??способ их производства.
Но оказывается, чт?мето?фактов не всегда оправдывае?се?. Например, доказано: спиральный орнамент никогд?не бы?дост?нием лишь айно? Он широко применялся ?искусств?жителе?Ново?Зеландии, маор? ?декоративных рисунках папуасов Ново?Гвинеи, ?неолитически?племен, живших ?нижнем течени?Амур? Чт?эт?– случайно?совпадение ил?след?существования определенных контакто?межд?племенам?Восточно??Юг?Восточно?Азии ?како?то отдаленный период? Но кт?бы?первым, ?кт?пере??открытие?
Ил? известно, чт?поклонение медвед? ег?куль?были распространены на обширных территор??Европы ?Азии. Но ?айно?он резк?отличе?от подобных ем? существовавших ?других народо? иб?только он?вскармливали медвежонка грудью женщин?кормилиц? Особ?ко?стои??язы?айно? Одно время считалос? чт?он не находится, ?родств?ни ?каки?другим языко? но сейчас некоторы?ученые сближают ег??малайско-полинезийско?группо?
Приведенны?пример?гово??об одно? факт? которыми мы располагае??отношени?айно? разнообразны, противоречив? поро?трудно об?сним? ?иногда необ?сним?вовс?
Историческ? проблема, возникающая ?связи ?айнами, есть вопрос их культурног??расового происхождения. След?существования этог?народа обнаружены ?местах неолитически?ст?но?на Японских островах. Именно та?зародилась та?называем? дзёмонск? культура, ил? культура "веревочных узоров", носителе?которы?ныне вс?чаще ?чаще отождествляют ?древними айнами.
Начало научному изучению дзёмонских ст?но?было положено немецким?археологам?? ?? Зибольдами ?американце?Морсом. Полученные им?результаты значительн?разнилис?друг от друг? Если Зибольды со всей ответственностью утверждали, чт?дзёмонск? культура – творение ру?древни?айно? то Морс бы?осторожнее. Он не соглашал? ?точкой зрен? свои?немецких коллег, но ?то же время подчеркива? чт?дзёмонский период существенн?отличает? от японского.
??тетене?- не?.. Эт?не помада размазан?вокруг гу?.. Эт?татуировка... Для красот?
?чт?же сами японц? Каки?взглядо?придерживались ученые Страны восходящего солнца? Большинств?из ни?не соглашалос??выводами Зибольдо??Морс? Для ни?айны были всегда только варварам? ?че?свидетельствуе? например, запись японского хрониста, сделанная ?712 году: "Когд?наши возвышенны?предки спустились на корабл??неба, на этом остров?(Хонс? он?застал?нескольк?дики?народо? сред?ни?самыми дикими были айны".
Но во?неожиданност? вдру?выясняет?, чт?предки этих "дикаре?quot; задолг?до появлен? на островах японцев создал?целу?культуру, которо?може?гордиться любо?наро? Именно поэтом?официальная японская историография предпринимал?попытк?соотнест?создателей дзёмонекой культуры ?предками современны?японцев, но ника?не ?айнами.
Межд?те?изучение дзёмонских ст?но?продолжалось, накапливал? солидный фактически?материал, ?на сегодняшний день ученые располагаю?довольно подробно?картиной жизн?"протоайнов". На некоторы?дета??этог?полотн?мы остановимся подробне? поскольк?от ни??нется нить ?понимани?постепенного восхождения современны?айно?по крутой лестнице историческог?развит?.
?археологии термин "неолитически?quot; применяет? ?основном ?общества? которы?полность?ил??значительной мере занимают? производство?пищи, ?не ее собирательство? Но не?правил бе?исключен?. Нередк??периферийных очагах неолитическо?культуры на?ду ?видимыми достижен?ми ?обработк? скажем, орудий труд? ил??ткацко?мастерстве пища по-прежнему добывалась охотой ?собирательство? Именно ?такому типу, типу замедленного развит?, относится ?дзёмонск? культура. Большинств?специалистов утверждает, чт?предки айно?не были знаком??земледелие??скотоводство? ?если ?боле?поздне?фазе развит? ?занимались им? то вс?же их значение было не стол?велико, ка?значение охот??рыбной ловл?
Одни?из доказательст?того, чт?дзёмонский челове?интенсивно занимался собирательство? принято считат?груд?ракови? которы?част?нахо??возл?ег?ст?но? Древни?айны поедал?моллюско??тако?количестве, чт?раковины от ни?образовывали не просто груд?– целы?горы. Эт?горы одновременно есть ?самы?характерны?призна?дзёмонских поселени? ранние из которы?отно?тся, видимо, ко втором?ты?челети?до ново?эр?
Многие из ни?сейчас раскопан? ?некоторы?реконструированы ?служат своего рода наглядным?пособиями пр?изучении услови?жизн?дзёмонце? Иногда их поселения располагалис??пещера? но ?большинств?своё?люди дзёмон?жили ?постройках, гд?по?находился ниже уров? земл? Эт?та?называемые полуземлянк? которы?строил? например, ?Северном Кита?на протяжени?всег?неолит? До си?по?не найден?никакого удовлетворительног?об?снен?, почему дзёмонцы вкапывал?свои жилища ?земл? Предположени? чт?эт?делалось ?цель?увеличит?высоту жилья, кажется на?чересчур шатким. Поднять потоло?можн?было ?помощь?других, доступны??то время приемо?
Чт?представ?ли собо?жилища дзёмонце? Вс?он? ил?почт?вс? имею?форм?круг?ил?прямоугольник? Расположение столбо? подпиравши?крыш? указывае?на то, чт?он?была конической, если осново?постройк?являлся круг, ил?пирамидально?– когд??основе располагал? четырехугольни? Во время раскопок не найден?материал? которыми могл?бы покрываться крыш? поэтом?можн?лишь предполагать, чт?для этой цели использовались ветк?ил?тростник. Очаг, ка?правил? располагал? ?само?доме (только ?раннем период?он находился снаруж? – вблизи стен?ил?посредин? Ды?выходи?чере?дымовы?отверстия, которы?делались на двух противоположны?сторонах крыш? Очаг чаще всег?вкапывал??по??обкладывал?крупными камнями. Поздне?дзёмонские дома отошли от типа полуземляно?– их по?располагал? уж?на уровне земл??бы?вымоще?камнем. Трудно сказат? скольк?челове?обитал??обычно?дзёмонском доме. Во время одни?раскопок обнаружена хижина ?останкам??ти люде? погибших, ка?предполагают, от несчастног?случ?, но эт?находк?не вносит никако?ясности ?вопрос, поскольк?неизвестно, действительн?ли вс?погибшие жили вместе.
Оруд? ?оружие дзёмонце?/strong> были весьма похожи на те, которыми пользовались ?другие сообщества предисторических люде? живших ?аналогичны?климатически??географических условия? Правда, дзёмонцы обладали одни?существенным преимущество?– ?ни?бы?обсидиан, которы?богаты Японские остров? Пр?обработк?обсидиан?гран?получались боле?гладкими, че??крем?, та?чт?наконечник?стре??топоры дзёмонце?можн?отнест??шедеврам неолитического производства. Топо? кстати, ?бы?основным орудие?дзёнонског?человека. Ег?использовали ?по своему прямому назначению, ? вероятн? для рытья земл? Из других орудий важное мест?отводится скребк?для обработк?ко??коры деревьев.
Из оруж? незаменимы были лу??стрелы. Стрелы, ка?предполагают, были отравленными (айны ?поздне?употребляли для этой цели молоты?корень одного из видо?полыни). Высокого развит? достигал?производство гарпунов ?удочек, изготовлявших? из оленьи?рого? Словом, ?оруд? ?оружие дзёмонце?типичн?для своего времен? ?нескольк?неожиданно лишь то, чт?люди, не знавши?ни земледел?, ни скотоводства, жили довольно многочисленным?сообществами.
Однако настал?время подробне?об?снит?происхождени?слов "дзёмон", "дзёмонцы", "дзёмонск? культура", которы?мы неоднократно употребляли ?тексте, не вскрыв?, однако, связи межд?ними ?те? почему целы?плас?общечеловеческой культуры носи?тако?название. ?связь существует, иб?термин "дзёмон" ?дословно?переводе ?японского означает "веревочный узор". Именно от узор? которы?дзёмонцы украшали свою керамику, он??получили эт?название, поскольк?узор наносился ?помощь?обыкновенной веревк? ?чт?удивительн?– не?никаки?доказательст?употреблен? дзёмонским?гончарам?какого-либо приспособлен? для верчен? посуды, ?те?боле?гончарного круг? Вс?делалось вручну? ?вс?же керамике дзёмон?отводится особое мест??примитивно?керамике вообще – нигд?контраст межд?отполированность?ее орнамент??крайне низкой "технологие?quot; не выгляди?разительне? че?здес?
Вообще достойно восхищен?, чт?собиратели ?охотники достигли таки?высо??искусств? Уж?отмечалось, чт?их фольклор, резьба ?скульптура, мелоди??танц?необычайно красочны ?своеобразн? ?орнамент, которы?он?украшали ?посуду, ?ткан? ?резьбу, позволил ученым выдвинут?хо? бы частично обоснованную гипотезу ?происхождени?айно? Сейчас многие скло?ют? ?тому, чт?он?– потомк?древни?племен, родственны?австралийцам ?меланезийцам. Во?чт?пише?по этом?поводу академик ? ? Окладников: "Одни?из веских доводо??пользу такого утверждения послужил?орнаментик?современны?айно??древнего населения Японских островов, ?основе которо?лежи?крив? линия, конкретн?– спирал?quot;.
Итак, спирал? Произвольн? случайно ли ее начертание ?айно? Не? Оказывается, спирал? ка? впроче? ?второй элемен?айнско?орнаментик?– зигзаг, есть не чт?иное, ка?изображени?змей. ?восходит эт?символик??глубокой древност? ?айнско?мифологи? ?которо?рассказывает? ?небесном змее, спустившем? на земл??сопровождени?свое?возлюбленной, богини ог?.
Мы говорили, чт?осново?религиозны?воззрени?древни?айно?бы?первобытны?анимиз? Небольши?антропоморфные фигурк? которы??самы?чт?ни на есть ранних времен укладывались ?могилы дзёмонце? ясн?указываю?на веру ?существовани?некоег?божества ?человеческом облике. Поначалу эт?были очен?просты?изделия ?четк?означенной голово? тело??руками, но бе?признако?пола. По мере развит? дзёмонског?общества фигурк?моделировались яснее, приобретал?вс?боле?развитые форм? ?груд?их указывал?на то, чт?изображения принадлежа?особ?женского пола. Предполагают, чт?он?символизировал?мать бого? Такая вера могл? вероятн? возникнуть ?обществе, ещ?не порвавше??матриархатом. Може?быть, подобн? организация, ?которо?племенны??личные связи основывались по женско?лини? хоть власть ?принадлежала мужчинам, существовала ?дзёмонце? Кажется, здес?не?ничего необычного, ?вс?таки загадк?существует. Поклонение женскому божеству, знаменующему плодородие, было распространено ?западных земледельчески?племен. Странн? чт?тако?же куль?приняли дзёмонцы, ещ?не занимающие? обработкой земл?
Современны?айны
Жизн?современны?айно?разительно напоминает картин?жизн?древни?дзёмонце? Их материальн? культура на протяжени?минувших столетий изменилась стол?незначительн? чт?эт?изменения могу?не приниматься ?расчет. На Курильских островах айны до конц?XIX века жили ?полуземлянках дзёмонског?типа. ?само?Японии он?их больше не строя? но архитектур?айно??сегодня отличает? от японско? ?дома обладают одно?обще?чертой ?хижинами дзёмонов – он?опираются на столбы, тогд?ка?постройк?японцев поставлены на прямоугольную раму, положенную на земл? Сохранил?айны ?пирамидальну?форм?крыш? Эт?различ? хо? ?незначительн? но явн?обозначают традицию ?не могу?быть об?снен?лишь различ?ми ?уровне строительног?мастерства.
Айно?осталось немног? ?1920 году их насчитывалос?окол?17 ты?? из которы?большая част?жила на Хоккайдо.
Айны ?теперь очен?религиозны. Традиции анимизма ?ни?по-прежнему главенствуют, ?айнски?пантео?состои??основном из "каму?quot; – духо?различны?животных, сред?которы?особое мест?занимают медвед??касатк? Особ?ко?стои?Айойна, культурный геро? создател??учител?айно? Немалу?роль играет куль?змеи, связанный ?женски?божество?солнца, ?такж?другое женско?божество – "унти-каму?quot;, боги? очаг? ?которо??отличи?от других божест?можн?обращать? непосредственн?
Об?дность айно?сложна; особое мест??не?занимают та?называемые "инау". По?этим название?понимают? самы?различны?предметы, которы?практическ?невозможно объединить общи?происхождением. Скорее всег?им ?разных случ??подходя?разные об?снен?. Большинств?"инау" антропоморфн??украшены пучкам?длинны?струже? Ученые рассматриваю?"инау" ка?посреднико? которы?"помогают" айна?общать? ?богами.
Наибольший интере??айнско?об?дности вызывает "медвежий праздник". Подобное событи?случалос?нечаст? ?предназначенны?для об?да медвед?воспитывал? ?крохотно?поры ?дере?нной клетке ?вскармливался, ка?уж?говорилось, грудью женщин? Жертвоприношение совершалос?особым образо?– медведя удушал?межд?двумя дере?нным?плахам? Зате?тушу свежевал? приготов?ли жаркое, ?вс?принималис?за трапез? Происходил?он?очен?торжественно, вс?присутствующие восславляли медведя ?всяческ?изви?лись пере?ни??следующе?форм? если ?ег?душа не была высвобождена из тела, разв?он?могл?бы отойти вестнико??бога? об?снит?им, ка?предан?им айны ?ка?он?заслуживаю?их защиты?
Таковы айны нового времен? ?началу ново?эр?их культура находилась на неолитическо?стадии развит?, но вс?же была настольк?жизнеспособн? чт?оказал?вл?ни?на культуру свои?поработителе?– японцев. Ка?указывае?советски?ученый ?? Арутюнов, айнски?элементы сыграл?существенную роль ?формировании самурайств??древне?японско?религи?– синтоизм?
Суммир? сказанно? мы воздержимся от каки?либо конкретных выводо? Литература об айна?обширн? но разбросана по разным источникам, ?эт?знан? ещ?требую?своего обобщения. На сегодняшний день неопровержим лишь факт существования сами?айно? Но: Были ли древни?дзёмонцы прямыми предками айно?
Каки?уз?связывали некогд?айно??племенам?южны?море? австралийцам??меланезийцам?
Гд?начало ?гд?коне?то?спирал? которо?айны орнаментировал?свои декораци??границ?которо?пролегал?от островов Океани?на юг??до урочищ?Сакачи-Аля??нижнем течени?Амур? гд?уж??наши дн?открыт?петроглифы, содержащие ?зигзаг ?спирал?
Словом, мы повторим ту сакраментальну?фраз? ?которо?начали свой расска? Айны – кт?он?..
? Воробьев, писатель. "Тайн?веко?quot;, 1980
наиболее интересные предметы фондов
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
?1565 ? мона?Людови?Фроэ??донесени?руководств?ордена иезуитов писа? «На севере от Японии… находится обширн? страна, населенн? дикими людьми. Наро?этот пристрасте??вину, храб?на войн? ?японц?ег?очен?боятся… На груд?но??он? ка?уверяют, зеркал? Свой ме?ил?сабл?он?привязывают ?голове таки?образо? чт?рукоятк?торчит выше плеч?raquo;. ?этой стране, добавля?Фроэ? «находится японски?горо?Акит? куда сходятся туземц?для торговли; со свое?сторон? жители города такж?ез???ни? но реже, та?ка?отправ?ющие? туда част?убиваются туземцам?raquo;. Другие европейц?сообщали, чт?страна эт?называет? Йезо (Эдзо) ?ее жители самоправны, хо? принося?дары императору Японии.
?1622 ? сицилианец Джиролам?де Анджелис ?письме ?глав?ордена подробно описал островитя? «Он?крепкого сложен? ?рост?выше обыкновенног? Цвет кожи их приближает? скорее ?белому, нежели ?темном? Он?но??длинны?бороды, иногда достигающи?до середины туловища. Волосы на голове он?брею?сперед? та?чт?до макушк?голова ?ни?голая… Уш??всех проткнут? ? вместо сере? он?но??серебряны?кольца… Богаты?но??плат? из шелковых ?бумажных матери?ил?полотн? вышиты?шелком ?украшенные шелковым?же нашивкам??форм?кресто?ил?ро?hellip; Мене?же достаточны?одеваются ?плат? из звериных ?рыбьих ко?ил?из тканей само?грубой работы… Из оруж? употребляют он? стрелы, луки, копья ?мечи; последни?– не больше?величины, че?обыкновенные японски?кинжал? Замест?ла?употребляют он?короткие кафтан? врод?фуфаек, ?нашитыми на ни?дощечкам?hellip; Он?имею?отравленны?стрелы, производимые которыми раны смертельны».
Де Анджелис рисует картин?общества, которо?не выгляди?примитивны? Пере?нами не дикари, ?скорее наро?стадии, близко??военно?демократии. Интересн? чт?уж?тогд?европейц? кичившие? свое?культуро??пред?влявшие высоки?требован? ?этикет? отмечали галантност?мане??айно? Голландски?мореплавател?де Фриз писа? «Их поведени??отношени?иностранце?настольк?просто ?искренно, чт?лучш?не могл?бы вест?се? образованные ?вежливые люди. Яв?ясь пере?чужестранцам? он?одеваются ?самы?лучшие свои плат?, держат се? прилично, произнося?почтительн?свои приветствия ?пожелания, скло?ют ?знак поклон?голову…»
Здес?интересн?пояснит?чт?полы ?жилища?японцев нахо?тся практическ?на уровне земл? ?эт?пр?тако?обилии различны?гадо?
Эт?обст?тельство удив?ет автора книг?- де Воллан? русского.
Взято отсюда:
использованы материал? bibliotekar.ru.
https://www.chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard...0333&forum=DCForumID14
Рубрик? | актуальное/живая па?ть народа история/Древни?ми?/a> этнограф?/Национальный костюм ВОСТОК- дело тонкое (вс?пр?Азию)/Япон? |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |