Опер?Мусоргског?"Хованщин?quot; |
Опер?Мусоргског?"Хованщин?quot;
«Хованщин?raquo; — выдающее? творение не только музыкально? но ?литературное. Либретто этой опер? ?отличи?от других опер Мусоргског? не имее?литературног?первоисточника ?целико?написано сами?композитором, причем сделан?эт??литературном отношени?не мене?талантливо, че?музыка опер? Мусоргский заинтересовался периодом стрелецког?восстания ?церковного раскол?ещ??1870 году, то есть когд?работа?на?«Борисо?Годуновы?raquo;. Написать опер?об этой эпох??русско?истори?композитор?посоветова?? ? Стасов, которому Мусоргский ?посвяти?опер? Их переписк?— бесценны?источник сведений ?ходе работы на?этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшим?дета?ми сюжета, когд?разрабатывал ег? Во?лишь один пример их переписк? «Вступление ?«Хованщин?raquo; почт?готово, рассве?на восход?солнца красив, дове?до того пункта, гд?доно?диктуется, ?? ?маленько?сценко?Шакловитог? Выработк?идет из?дн?, шест?ра?отмеришь ?один ра?отрежешь: нель? инач? таково чт?то внутри си?ще?подталкивает на строгост? Подчас рванешься, ан не? стой: внутренний пова?говори? чт?су?кипи? но на стол подавать рано — жидо?буде? може? придет? ещ?како?корешо?ил?соли подкинут? ну, пова?лучш?ме? свое дело знае? жд? Зато уж попади только су?на стол — зубы съем» (из письма Мусоргског?от 2 август?1873 года).
«Хованщин?raquo; была задумана Мусоргским ?1872 году. Он писа?её (?перерывами) до самы?последни?дней свое?жизн? но та??не довё?до конц? Недописанной осталась музыка 2-го действ? (рукопись обрывает? на словах Шакловитог?«?веле?сыскат?hellip;») ?5-го действ?. Некоторая част?автографов утеряна, ?то?числ?«Любовное отпевани?Марф?raquo;, которы?Мусоргский особенно гордил?. Бо́льшая част?музыки, которая была записана композитором ?виде клавир?/span>, не была оркестрована. ?оркестровк?Мусоргског?сохранилис?только хо?стрельцо?«Поднимайтесь, молодц?raquo; (3-?действие) ?Песня Марф?
Вс?опер?оркестрова?впервы?Никола?Андрееви?Римски?Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, ?обработкой. Исхо? из собственны?профессиональных убеждени??учитыв? требован? времен? он значительн?сократил опер? дописа?необходимы?связк? измени?голосоведени??гармонию Мусоргског? Партитур?Римского-Корсаков?/span> была издана ?1883 ?
?1958 ? Дмитри?Шостакович по авторскому клавир? изданном?? Ламмом (1932) сделал нову?оркестровк? Именно этот вариан?использова??фильме-опер?«Хованщин?raquo; (1959 ?, режиссёр Вера Строев? сценарис??композитор ? ? Шостакович). ?1960 году опер??данной редакции была поставлена ?Ленинграде ?Кировско?(Мариинском) театре. Партитур?Шостакович?издана ?1963 году.
Собственну?версию заключительног?хора (?сцен?самосожжение раскольников) написа?? ? Стравински?/span>, совместн??? Равеле?/span> подготовивши?нову?редакцию опер?для постановки ?1913 году ?Париже труппо?? ?гилева. ?этой редакции использовалась оркестровк?Римского-Корсаков? ?работа Стравинского ?Раве? заключалас??восстановлении (?отдельны?случ??- реконструкци? ?оркестровк?фрагментов, не вошедших ?редакцию Римского-Корсаков?
Либретто опер?/span>
Действие первое
Действие происходит ?Москве ?XVIIвеке. Красная площад??Москве. Чуть светае? Бояри?Шакловитый диктуе?доно?на князе?Ховански? замысливши?взять власть ?свои руки.
Подьячи?неохотно, за большу?мзду согласил? настрочить доно? страшн?стрельцы, полные хо?ев?Москвы. Во?како?стол?— па?ть ?расправа??неугодными — он?поставил?на площад?
Появляют? пришлы?люди. Узна??злод?ния?стрельцо? он?останавливаются ??жком раздумье ?будуще?Руси.
Слышны приветствия — эт?стрельцы встречаю?своего предводите? Иван?Хованского громко?славой. Сы?же ег? Андрей, ?эт?время дале?от замыслов отца, лаской ?угрозо?он пытает? добить? расположен? немецкой девушк?Эммы. Сопротивлени?Эммы вызывает ?Андр? вспышк?ярост?— теперь девушк?сужден?было бы погибнут?от ножа княжича. Но ее -спасае?раскольниц?Марф? преж?я зазноб?Андр?, неотступно следящая за неверным. Сцен?эт?застае?Иван Ховански? он са?не проч?взять себе Эмму. Ссор?отца ?сына прекращает Досифе? глав?раскольников.
Действие второе.
Кабине?кня? Василия Голицы¬на. Князь жаждет власти, но не може?решить? на ?те? Стра?пере?царско?немилостью парализует ег?волю. Желая заглянуть ?будуще? зове?он гадалк?br />
Марф?предсказывае?ем?опал?br />
Князь, чтоб?не распространились слух? приказывае?слуг?утопит?гадалк?на болоте.
Собирают? противники Петр?— Иван Ховански? Досифе?Голицы??Ховански?об?претендуют на главенство. Разгорается ссор?Ее прекращает Досифе?— надо искать решени?судьбы Руси. Запыхавшис?вбегае?Марф? Гневно обличает он?Голицына ?рассказывает ?то? ка?спасли ее петровцы. Страшную вест?— Петр знае??заговоре ?повеле??ни?покончит?— сообщает заговорщикам Шакловитый
Действие третье.
Картин?перв?. Стрелецк? слобод? Марф? вспоминая ?было?любв?кня? Андр?, ?песн?изливает горе. Песн?Марф?слышит стар? раскольниц?Сусанн? Он?злобно грозит Марф?судо? отлучением от церкви. Марф?ненавистна глуп? фанатичк? Рассказо??пылкой любв?он?приводит Сусанн??бешенств? Появивший? Досифе?прогоняет старую раскольниц??теплым, сочувственны?словом успокаивае?Марф?
Пробуждают? ?похмел? стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашно?весель? Стрельцо?пытают? унять их жены, но причитан? разъяренных женщин на ни?не действую? Прерывае?буйств?подьячи? Похоже, он насмерть запуга? он пришел сообщить стрельца??беде: ?слобод?петровские рейтар? он?не ща??ни старых, ни малы? Растерянные стрельцы мо??Хованского вест?их против рейтар. Но Ховански?боит? гнев?Петр??советует стрельца?покорить?, разойтис?по дома?
Картин?втор?. Тере?Иван?Хованского. Князь ищет забвен? ?развлечения?— ?веселы?песня? диковинных плясках персидок. Слуг?Голицына предупреждае?об опасност? Уп?мы?князь вели?высечь слуг?— кт?осмелится потревожит?ег??собственно?вотчин?
Появляет? Шакловитый. От имен?царевн?Софь?зове?он кня? на тайный сове? Чванливы?Ховански?торжественно, по?величально?пени?облачает? ?парадные одежды. Князь не успевает переступит?поро?— наемны?убийца поражает ег?кинжалом
Действие четверто?
Сбылос?предсказание Марф?— кня? Голицына отправ?ют ?ссылку. ?остальны?противнико?Петр?не мине?расправа: на Красно?площад?назначен?казн?стрельцо? ?раскольничьему скит?поcланы рейтар?
Всеведущ? Марф?хоче?укрыть кня? Андр? от казн? Но Андрей не вери??провал заговора. Он трубит ?ро? чтоб?созват?стрельцо? Тщетно. Никт?не отзывает?. ?когд?Ховански?види? ка?стрельцо?веду?на казн? он понимает, чт?гибель неотвратим? Спастись, любо?цено?спастись! Марф?увлекает ег??скит.
Те?временем стрельца? положившим уж?головы на плах? от имен?Петр?бояри?Стрешнев читает указ ?помиловани?
Действие ?то?/span>
Ночь. Лесн? по?на недалеко от скит? Досифе?один. Ем?ясн?обреченность раскольников. Трудно решить? на страшный ша?— самосожжение, но иног?выхода не? ?то?же говори?Андрею Марф? Правда, для не?самосожжение — единственн? возможност?снов?быть вместе ?любимы?
Вся брат? готова во имя веры предат?се? огню. ?когд?добирают? до скит?рейтар? их взорам предстае?полыхающий, ка?гигантский костер, скит.
Впервы?опер?была исполнен?09.02.1886года.
Рубрик? | Композитор?/a> Опер?/a> |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |
Отве?на комментари?/a> Annakraj
Да, истори?знат?надо. ? ?школ?не любила истори? ??ме? та?вс?было запущено.Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |