VASKA_Z вс?записи автора
Ковроделие являет? одни?из ведущи?художественных ремесе?Дагестан? ?прошло? практическ? вс?женщин?дагестанки занимались ?свободно?от сельскохозяйственны?рабо?время ткачеством ?рукоделием.
Точной даты возникновения ковродел? ?Дагестан?указат?нель?, но известно, чт?древни?челове?на территории Дагестан?нача?занимать? ткачеством примерно ?III - II ты? до ? ? Эт?подтверждают многочисленные археологически?находк??виде фрагментов керамики ?отпечаткам?полотн? тлен от шерс?но?подстилк?из Паласасыртског?могильника (IV - VI вв. ??), ?такж?различны?по форм?пряслиц?из могильнико?эпох?бронзы (II ты? до ? ?) ?железа (I ты? до ? ?, найденны??Южно?Дагестан? Похожи?пряслиц?использовались мастерицам??некоторы?района?Дагестан?ка?основной инструмент для изготовлен? пряжи вплоть до середины 20 века.
Античные авторы Геродо? Страбо? Плиний Старши??свои?трудах упоминаю??широко?распространени?ковровых издели??народо?Кавказ? ?арабских источниках XI -XII вв. авторы рассказывают об использовани?на территории Кавказской Албани?природны?красителей марены ?шафран? Ещ??XIX ? марена ?большо?количестве выращивалась ?окрестностя?Дербента ?была главны?продукто?экспорта во многие страны.
Развитию ремесе? связанных ?обработкой шерсти на территории Дагестан? способствовало мног?факторов. ?первую очеред? эт?суровы?климат, требующи?утепления каменных стен ?земляны?поло??жилище, изобилие местного сырья (шерсти ?натуральны?красителей), ?такж?большо?количество свободны?женски?ру??осенне-зимний период. На?ду ?ковроделие?успешн?развивалис?таки?женски?ремесл? ка?узорно??зани? суконный ?бурочный промысел, вышивк?золотыми ?шелковым?ни?ми, плетение кружев? кистей ?галуна ??? Однако ведущая роль принадлежала производству ковров ?ковровых издели?
Ковр?выполняли самы?разнообразны?функци??доме. ?первую очеред? их использовали для покрыт? глиняного пола ?утепления каменных стен жилища ?холодное время года. ?та?ка??мусульманско?доме мебели, практическ? не было, ковр?заме?ли ее. Для отдыха ?ка?небольши?подушк?по?локоть использовались "мутаки", ?специальны?тканны?сундук?складывали приданое для дочери, одежду, постельные принадлежности. ?горных условия?очен?удобными были переметные сумк?("хурджины"), разнообразны?мешк?для переноск??жестей ("мафраш?quot;, "чувалы", торб?, широко распространены по всем?Дагестан?узорны?лент?для ношения водоносных кувшинов, попоны для лошади ?наседельники.
Ковр??ковровые изделия обязательно давали ?приданое невест? пр?совершении молитв?применялись небольши?коврик?"намазлык?quot;, специальными накидкам?накрывал?люльку ?младенце? важную роль ковр??вышивк?играли ?погребальном об?де. Кром?утилитарно??ритуальной функци?ковр??ковровые изделия выполняли ?декоративную, являясь самы?ярким ?тном ?интерьер?достаточно аскетичног?горского жилища. Однако, бытующее ?гора?изречени? "Имеющи?нескольк?старинны?ковров, имее?богату?библиотеку" свидетельствуе??глубок?духовном значение ковров ?жизн?дагестанских народо? ?сложно?семантик?ковровог?орнаментальног?языка.
Создание ковр?ил?даже небольшого изделия - очен?трудоемкий процес? ?отличи?от других видо?народног?искусств? гд?существовало определенное разделение труд? ?ковроткачестве дагестанка вс?делала сама, начиная ?приготовления пряжи. Для ковр?использовалась шерсть осенне??весенней стрижк?(наиболее качественной считалас?осен?я), котору?мыли, сушили, перебирали, зате?трепал??расчесывал? скручивали пряжу, котору?окрашивали натуральными красителями ?разные цвет??оттенк?
Излюбленными цветам?дагестанских ковров бы?красны??сини? символизирующи?основные природны?стихии. Необходимы?цвет ковровщицы получали из листье? коры, корней различны?растений. Красны??ег?оттенк?(от светло-розового до малинового) давала марена. Сини?получали из привозного индиго, желтый добывали из луково?кожуры, коры барбарис? звероб?, душицы. Ег?же использовали для получения зеленого цвет? окрашивая желтую пряжу сини? Особенно мног?оттенков - от желтог?до буро-коричневог?можн?было получить из кожуры зеленого грецкого орех? Белая шерсть иногда не красилас? ?использовалась ?натурально?виде.
Для ткачеств?применялся обычны?для Дагестан?вертикальный станок, сост?щи?из двух столбо??поперечных осей. Обычно он устанавливал? ?слегка наклонно?положени? Нередк?процес?создан? ковр?сопровождался посиделкам? песнями, рассказами. ?посл?завершен? работы, когд?готову?вещи снимал?со станка, ег?разбирал??прятали до следующего раза, иб?существовало поверь? чт?станок не должен ст?ть пустым.
Приобщат?девоче??непростому искусств?ковродел? ?гора? особенно ?Южно?Дагестан? начинали очен?рано - ??ти-шест?ле? ?каждог?дагестанског?народа ковр?различаются по орнамент??технологически?особенностя? ?цело?классификаци?дагестанских ковров можн?произвести следующи?образо?
1.Безворсовы?ковр?
2. Ворсовые ковр?
3. Войлочны?ковр?
Перв? группа условн?делится на дв?подгрупп?
1.Килимы
2.Сумахи
3.Циновк?
?свое?основе ковр?первог?типа - эт?просты?полосаты?паласы. Он?вырабатывают? по всем?Дагестан?из конопл? хлопка ?шерсти. Паласы второг?типа отличают? слегка усложненны?рисунком. ?ни?вводятся узорны?полосы ?геометрическим орнаментом, которы?чередуют? ?гладкими. Таки?паласы производятся ?аварском селени?Корода ?лакско?селени?Балхар (?? "туруты"). Подобн? композиц? переносится мастерицам??на мелкие изделия, выполняемые ?этих регионах - сумк? хурджины, водоносные лент?
Для лакцев ?лезгин характерны яркие красочны?"килимы" (именно этот ви?паласо??Дагестан?называют килимо? ?многократн?повторенны?элементо?- шестиугольны?медальоном, ? ? "ширван - кили?quot;. Последовательн?расположенны?фигуры образуют ?ды - полосы, которы??состав?ют композицию ковр? Для ни?такж?характерна композиц? ?виде одного ил?нескольких ромбов, расположенны????по длин?по?. Килимы этог?типа производятся ?зазорами ?со сцеплением утко?
??де ковровых издели??Ахты, встречается част?повторяемый цветочны?моти?"розы" на темном фоне. Ег?появление отно???конц?XIX ?, связывая ?распространением здес?европейски??российских товаро???возникше?модо?на изображения цветов. На сегодняшний день этот элемен?являет? неотъемлемой частью домашней ?зано?обув?Южного Дагестан?- "джурабов".
?предгорных ?горных района?Центрального Дагестан?изготовляет? гладки?кове? называемый "давагино?quot; ?аварце??"думо?quot; ?кумыко? имеющи?сходны?орнамент. Подобные ковр?- непременны?атрибу?аварског?ил?кумыкского дома. Пр?сравнительно небольшо?ширине он?имею?большу?длин?(до 6-7 ?), закрыв? дв?ил?даже тр?стен?жилища.
Композиц? таки?ковров достаточно устойчив? Обычно, на сине?фоне ?один, дв?ил?тр??да ?шахматно?по?дк?располагаются красны?(?дума?иногда желтые, зелены? коричневые) медальон? Их сложны? изрезанный силуэт иногда имее?до де?ти ?боле?ответвлени? напоминающих длинны?птичьи ше? Видимо, этим сходство??об?сняют? их назван?: "многошеи?дома", "птичьи дома". Некоторы?исследовател?насчитываю?до 25 местны?наименований медальонов этих паласо? Кром?традиционных элементо?во многих давагина?встречаются уникальные орнамент??изображением "древ?жизн?quot;, ру? "драконов", жирафа, верблюда, коне???? Многие ковр?датированы годами хиджры, некоторы?имею?арабские надпис??именам?ковровщи?ил?заказчик?
Одни?из интереснейши?видо?безворсового дагестанског?ковр?являет? ? ? "супрадум". Техник?ег?аналогична техник?давагина. Производилис?он??? Чиркей ?обычно имел?до 5-7 ?длин? Орнамент супрадум?отличает? своеобразной композицие? Обычно на красно?ил?темн?бордовом поле располагается ???нескольк?сини?8-угольных медальонов ?небольши?"озерцо?quot; ?центре каждог? Основное поле ?медальон?заполнен?антропоморфным?фигурами, разнообразными архаичными знакам? растительным орнаментом. Для супрадум?характерна традиционн? для аварског?ковроткачества простая ?лаконичн? цветов? гамм? красны? сини? белы?ил?их оттенк? причем ковр?конц?XIX века отличают? боле?светлыми красками. Иногда ?8-угольный медальон вводятся белы?"молнии".
?аварском селени?Урма Левашинского района издавн?изготовлялись узорны?циновк?"чибт?quot; - очен?своеобразный ви?издели? не имеющи?аналогов ?других района?Дагестан? Эт?циновк?урмински?мастериц?плел?из тонкой ?прочно?болотной осок? Осново?служит груб? некрашен? шерсть ил?хлопчатобумажн? нить, ?для узор?использует? крашен? шерс?ная пряжа. На золотистом фоне осок?мастериц?помещает рисуно? напоминающий "рукъзалы" давагино?темн?красного, синего ил?оранжевого цвет? Контур фигу?подчеркивался каймой черног?цвет? Чибтой обычно покрывал?по? но иногда их использовали ка?подстилк?по?ворсовые ковр?для больше?сохранност?последни?
?безворсовы?односторонни?коврам относится один из попу?рнейши??Дагестан?видо?ковр?- "сума?quot;, изготовляемый ?Южно?Дагестан??некоторы?района?Азербайджана. Сумахи отличают? большо?оригинальность? высокими утилитарными ?художественным?качествами. Им?застилаю?по? ?поэтом?он?обычно делают? большого размер? Сумахи выполняют? способом попарной обвивк?ните?основы композиционной ниткой ?виде "косиче?quot; ?проведен? утка межд?ними. Сума?очен?плотен, не собирает пыли, ?то же время ?го??пружинис? благодаря "подковровому" нижнем?слою, которы?образует? благодаря выпускаемы?наизнанк?концам композиционной нитк? Эт?же сообщает сумаха?малу?теплопроводность - качество, крайне необходимо?пр?земляны??каменных пола?дагестанских жили?старог?типа. Благодаря необычно?техник??орнамент? сумахи ?по се?день широко бытуют ?дагестанских дома? ?прошло?на сума?можн?было выме?ть хорошего ко? ил?корову.
Орнамент сумахо?преимущественн?носи?геометрический характер ?состои?из трех крупны?центральны?медальонов ил?множеств?боле?мелких, расположенны??шахматно?по?дк? Композиции сумахо?довольно разнообразны, нередк??орнамент?встречаются антропоморфные ?зооморфные элементы, есть композиц?, трактуем? местными мастерицам?ка?"дракон" ил?"спящи?дракон" ??? Встречается композиц? ?виде ?ти небольши?ковриков типа "намазлык", расположенны?на одно?ковр? Колори?основа?на ?гких сочетания?кирпично-красны? коричневых, сини? белы? оранжевы?тоно? ?сожалени? во второй половине ХХ ? мастериц?используют ?свои?коврах дв?композиции: решетчатую ?сост?щу?из 3 ромбов. Изменилась ?цветов? гамм? преобладающими стал?сини? бордовый, серы?
Следующу?большу?группу ковров состав?ют ворсовые ковр? Выполняют? ворсовые ковр?способом узло?зания - гиорде? Мастериц?посл?за?зывания узла отрезает пряжу специальны?ножо? опреде?я высоту ворс??зависимост?от качества нити. ?Дагестан?существует нескольк?центро?ворсовог?ковродел?. ?хо? ворсовые ковр?средне??низкой плотност?для собственны?нужд ткал??на кумыкско?плоскост? ??центрально?нагорном Дагестан??аварце? но только южно-дагестанские (табасарански? ковр?получили международно?признани? ?ворсовым?коврам??южнодагестанских народо?связано мног?повери??красивых традиций. Во многих селения?для продолжения рода по готовому ковр?пускаю?походить маленького мальчика, надеясь, чт?по этом?ковр?буду?ходить ?ег?внук? ?если ?семь?мног?девоче? значит та?буде?мног?ковров, буде??достаток.
По орнамент??свое время была проведен?классификация дагестанских ворсовых ковров, ?были выделены 11 основных типо?ковров, получивших название по наименованию населенног?пункта, гд?вырабатывались ковр??характерны?для данной местност?орнаментом. ?Южно?Дагестан?насчитывается 8 таки?типо? "Ахты", "Микрах", "Дербен?quot;, "Рушуль", "Табасара?quot;, "Хи?quot;, "Касумкен?quot;, "Руту?quot;. ?северной группе ворсовых ковров отно?тся: аварские "Тлярата", кумыкски?"Дженгута?quot; ?"Казанище". На данный момент эт?классификация немног?устарела, ?приемлем? ?основном, ?старым коврам, ?не ?современны? Сейчас не наблюдается такого жесткого орнаментальног?разграничения, ??Южно?Дагестан??ковровых центра?производятся ковр?любого рисунк?
Можн?выделить общи?закономерности композиции дагестанских ворсовых ковров, ка? например, замкнутост?композиции, наличи?центрального по?, бордюр? нечетное количество кайм. Попу?рн?ковр??такими традиционным?рисункам?ка?"Ерси", чь?композицию связывают ??Ерси; "Чере" ил?"Чаргюл?quot;, "Чи?ар"; "Сафа?quot;, местная трактовк?которого связывает ег?происхождени??именем ковровщицы Сафа? Рисуно?"Бурм?quot; ил?"Перебеди?" (по названию ?Перебедиль ?Азербайджане) трактует? местными мастерицам?ка?изображени?двух противостоящи?войс? Причем, один элемен?може?имет?разные назван?: ?одно?мастериц?он называет? "боевой слон", ?другой - "улитка". "Тапанч?quot; считается изображением рукояте?старинны?кремневы?пистолетов; "Мерхер" означает "сани"; "Патнус?quot; - от русского слов?"поднос"; "Гасанкал?quot; по названию крепости; "Джакул" означает "кукл?quot;, "Хораса?quot; - от назван? древнего иранског?города.
?советски?период достаточно распространенным было создание тематических ковров, например, "?? Лени?quot; (1957 ?, Дербентская ковров? фабрик?; "Аврора" (1957 ?, Дербентская ковров? фабрик?; "Всадники революци?quot; (1972 ?, авто?эскиза Шалумо???, "Дружба народо?quot; (1972 ?, авто?эскиза Смирнова ??)..
?эт?же время появляют? новы?форм?мелких ковровых издели? выполняемых ?ворсовой техник? Эт?разнообразны?сюжетные коврик?небольши?размеров, покрывал?для кресел ?стулье? чехл?для подуше??? ?
Третью, небольшу? но не мене?интересную ?разнообразну?группу дагестанских ковров представ?ют собо?войлочны?ковр? Производство войлок?относится ?одному из древнейших промысло???наст?ще?время сохранилос??Дагестан? преимущественн? ?предгорных района?северо-восточно?част?Дагестан??Ногайско?степ? Однако, до недавнег?времен?войлочны?ковр?были неотъемлемой частью приданог?невест??аварце? кумыко? лакцев. Для лакски?войлоков "кийизо?quot; характерны вваляны?разноцветные орнамент??виде перекрещивающихся поло??ромбов; ?аварце?были распространены белы?кошм?"буртин?quot;, заме?ющие ?свое время постельные принадлежности.
Изготовлялись войлок?следующи?способом. Подготовленн? шерсть ровным слое?укладывалась на циновк? разложенну?на земл? сбрызгивалас?го?че?водо? разглаживалась руками. Зате?мастериц?скручивали циновк??трубочку ?начинали прокатыват?ее от се?, надавлив? на не?руками от конц?пальце?до локтя, ?налегая всей ?жестью корпус? Чере?5-10 мину?тако?работы трубку развертывают, шерсть сбрызгиваю?ещ?ра?го?че?водо? свертывают другой стороной такж?вместе ?циновкой ?укатываю?снов? ?конц?работы слой шерсти уменьшается до 1/8 первоначальной толщин? Пере?окрашиванием войлок вымачивает? ?квасца? зате?погружается ?го?чи?раство?краски. На приготовлени?ковр?уходил?7-10 дней.
Наиболее попу?рным?войлочными коврам??Дагестан?до недавнег?времен?были ?? "арбабаши" . Арбаба?изготовлялся из двух ил?нескольких войлоков, окрашенных ?различны?цвет? сини? красны? серы? фиолетовый ??? Войлок?обычно накладываются один на другой ?по трафарет?прорезается намеченный орнамент. Зате?орнамент одного цвет?вшивается всты??фо?другог? ?конечном счет? получает? дв?арбабаша ?одинаковым рисунком, но разног?цвет? Шо?прикрывает? бело?тесьмо? скрученной из просты?нито?вручну? Узор на таки?коврах всегда растительный, со сглаженным??плавными очертаниями. На некоторы?арбабаша?узор свое?тонкость??четкость?напоминает орнамент ювелирны?украшени?.
Особую роль играли войлок??жизн?ногайцев, ведущи?до начала ХХ ? кочево?обра?жизн? Войлок??ногайцев служил?стенам?юр? на?гиваясь на их дере?нный осто? ?внутри жилища - подстилкам? заме?ющим?мебель. Широко войлок использовался для изготовлен? одежды, обув??различны?бытовы?предмето?- сумо? торб ??? Ногайски?войлочны?ковр?"кийизы", ?отличи?от кумыкски?арбабаше? выполнялись из натурально?неокрашенной шерсти (бело? черной, коричневой), по которо?разноцветным?шерс?ными ниткам?вышивались традиционные орнамент? отражающие космологически??эстетические представления народа. Иногда ?орнамент вводилос?изображени?родово?тамг?
Очен?широко ?быту дагестанце?были распространены мелкие тканны?изделия, ?заны?носк??обув? разнообразны?вышивк? Для отдыха использовались разнообразны?подушк?квадратной ?цилиндрической форм?("мутаки"), которы?делались ка?из ковровой ткан? та??из золотого шитья. ?горных условия?для переноск??жестей очен?удобными были переметные сумк?"хурджины" ?больши?мешк?"чувалы". Хурджины представ?ли собо?прямоугольник ?двумя карманам? чья изнаночн? сторон?обычно выполнялась ?паласной техник? лицевая же част?была ил?паласной, ка?изнанк? либо украшалась сумашной вышивкой, либо выполнялась ?ворсовой техник??ковровым рисунком. Иногда лицевая част?хурджино?украшалась вышивкой золото??серебром, аппликацие?на сукн? Кр? хурджино?украшались позументно?лентой, плетеным?кистями, серебряными монеткам? разноцветным?кисточками.
?килимной техник?выполнялись сумк?"торб?quot;. Кром?орнамент?из гладки??узорны?поло? сумк?украшались антропоморфным?фигуркам? подобным?фигура?на супрадум? Верхни?кр? ?таки?сумо?обшиты красны?сукном ?вышиты?растительным орнаментом.
Уж?упоминавшиеся выше мешк?- "чувалы" ткалис?из хлопчатобумажной ил?шерс?но?нити светлы?оттенков ?украшались ?лица сумашной вышивкой. От верхнего кр? этих мешков отходили петл?ил?длинны?кист? за которы?эт?мешк?держал? Кист?украшались цветными ниткам? Для хранен? постельных принадлежносте?ткалис?больши?сундук?-"мафраш?quot;, ?ярким орнаментом из усеченны?ромбов.
Для вьючны?животных специально ткалис?попоны ?наседельники. Дагестанские наседельники выполнен??ворсовой техник??украшены растительным рисунком.
Непременно?деталь?дагестанског?костюм?была ?заная обув? ка?уличная, та??домашняя. Домашняя обув?представлена ?виде однотонных (аварцы, лакц? даргинцы) ил?украшенных мелким орнаментов носков ?"джурабов" (Южны?Дагестан). Уличная обув?представлена ?занным?сапожкам??сильно загнутым?носами ?высоки?голенище?(бежтинцы), сапожкам??небольши?загнутым носико? украшенным?вышивкой (бежтинцы), сапожкам??высоки?голенище??скошенны?широки?носком ?подъемом, плотно вышиты?цветочны?рисунком (цунтинцы). По ?зано?обув? ее орнамент? ?прошло?можн?было определить, откуда пришел челове?