?эпох?раннег?средневековья (4-5 ??) ?Дагестан?появляет? гончарны?круг. ?эт?время складывают? ?основные дошедшие до на?центры керамическог?производства, многие из которы?сохранил?архаичны? реликтовые особенност?ка?производственног?процесса, та??художественног?оформлен?. Вс?дагестанскую керамику подразде?ют на поливную ?неполивную. Историческ?неполивн? керамика боле?раннег?происхождения. Ее основным?центрами являют? Балхар (лакц?, Джул?(табасаранц?, Кахуль (лезгин? ?Эндери (кумыки).
Стадиально наиболее древни??примитивны?способом не только ?Дагестан? но ?на всем Кавказ?(бе?гончарного круг???обжиго?на костре) изготовлялась глиняная посуда ?лезгинском ? Кахуль. Гончарны?производство?здес?занимались женщин? ?че?наблюдаются пережитк?матриархат? ?глиняно?тест?он?добавляли толченый камень, воло? эт?придавал?особую прочност?посуде, чт? по-видимому, ?помогл?сохраниться данном?производству вплоть до середины 20 века. Кахульск? керамика имее?неправильные форм? кажется неказистой на ви? украшалась тонким процарапанны?узором, отчаст?напоминающим наскальные изображения. ?50 - ?годы населени?высокогорног?Каху? было переселено на низменност? ? ?сожалени? гончарны?промысел, протянувший ?на??20 ве?ниточк?из эпох?неолит? заглох.
?табасаранско??Джул?издавн?производил?различну?хо?йственну?посуду: маслобойки, водоносные сосуды, кувшин?водоле? для хранен? зерн? масл? заквашиван? овощей ?фрукто? миск? чашк???? Джулинск? керамика нескольк?напоминает балхарскую, но он?имее?иные, боле?классичные форм? нередк?напоминающие античные амфоры, ?боле?просто? но пр?этом элегантный деко?(волнисты?лини? концентрически?круг? S-образные элементы). Орнамент ?Джул?наносился на центральну?част?сосуда белы??красны?ангобо?не тонкой кисточко? ?кусочком войлок? ?Табасаране мног?лесо? поэтом? ?отличи?от балхарской, обжи?джулинской керамики производил? дровам? ?результате чего он?имел?ровный розовы?черепо? серы?же здес?считал? браком.
?Джул?гончарство?всегда занимались мужчин? Керамическое производство здес?не получило такого сильного развит?, ка??Балхар? ?основном он?обслуживал?нужд?местного сообщества, не выхо? далеко за предел?района. ?сожалени? активное гончарно?производство ?Джул?прекратилось ?60-??? 20 столет?. ?наст?ще?время керамико?та?занимает? единственный мастер Казимагоме?Муртазае? которому уж?за 70 ле? Нескольк?ле?наза?он по свое?инициативе ве?керамический кружок ?местно?школ? но непонимани?администрацией школ?важности этог?дела привел??прекращени?работы кружка. ?наст?ще?время гончарно?производство ?табасаранско?? Джул?на гран?полног?вымирания.
Единственный живо?керамический цент?Дагестан??наст?ще?время - эт?лакско?? Балхар. Точн? дата возникновения здес?гончарного производства неизвестна, та?ка??Балхар?никогд?не производилос?археологически?раскопок. Однако по некоторы?сохранившимся архаичны?особенностя?производственног?процесса, древнейшим элемента?орнамент??другим косвенны?признака??большо?доле?вероятности можн?предполагать, чт?гончарно?производство ?Балхар?имее?достаточно древни?традиции.
До си?по??Балхар?живе?легенд??неко?человеке по имен?Калкуччи. Он бы?очен?бедным. Си? ка?то на берегу местного озер??грустн?размыш?я ?то? ка?жить дальше, он обрати?внимание на ре?тише? которы?чт?то лепили из берегово?глин? Калкуччи реши?са?слепит?чт?нибудь, ?когд?из-по?ег?ру?выше?прекрасный кувшин, эт??стал?начало?знаменитог?балхарског?промысла. Освоив гончарно?искусств? Калкуч?обучил ем?односельча? но почему-то именно ?женщин получались самы?красивые ?изящные сосуды. Та? согласно легенд? ?началось ?Балхар?женско?производство знаменитой керамики.
Интересн? чт?непереводимо?имя Калкуччи не встречается не только ?Балхар? но ?сред?дагестанских имен вообще. Однако, он?имее?некоторо?сходство ?именем Кулоль - покровителем среднеазиатски?гончаров. Причем, словом "кулл?quot; лакц?называют глиняну?чашу, ?словом "кучч?quot; - подойник ил?сосу?для бузы. Вря?ли эт?случайно?совпадение, скорее, отголосо?древни?этнокультурных контакто?
Ка?известно, женски?ремесл?боле?консервативн? этим, видимо, ?об?сняет? сохранение многих древнейших черт не только ?организаци?производства, но ?декоре ?формах балхарской керамики. ?ее орнаментик?встречаются элементы, характерны?для дагестанской керамики, начиная ?3 ты? до ??: спирал??концентрически?окружности, круг ?ромб ?перекрестием, символ?плодород?, древ?жизн???? ?хо? многие элементы утратили древне?смыслово?значение, он?по-прежнему широко распространены ?роспис?балхарской керамики.
"Сохранение древнейших черт ?декоре балхарской керамики ?течени?длительног?период?об?сняет?, прежде всег? своеобразным?условиями историческог?развит? этог?промысла. Будучи исключительн?женски?по своему характер? эт?производство было свободно от внешни?вл?ни??рыночной конъюнктур? та?ка?сбытом готово?продукци?занимались мужчин? выво? ее на дальни?рынк? Кажд? мастериц? воспитанная на традиционных образцах, творил??рамках традиции, почт??неприкосновенности сохраняя орнаментик? каноны ее распределения ?древни?форм?сосудо? отточенные ?результате творчества многих поколени?quot;.
?Балхар?/font> существует строги?запрет на участи??гончарно?деле мужчин, идущий ещ?от пережитков матриархат? Даже прикоснуть? ?гончарному круг?мужчин?было нель?. На человека, нарушившем?эт?табу, налагался штра??виде угощен? для шест?челове?из данног?дома. Несомненно, этот штра?- одна из пережиточных форм ритуальног?жертвоприношен?. Когд?то ?Балхар?открыт?поклонялись духу -покровител?своего ремесл? возможно, существовали особые об?ды ?жертвоприношен?, ?приходом ислама трансформировавшие? ?действ? бытового характер?
Подготовка глин? то есть очистк?ее от воздух??примесей - достаточно трудоемкий процес? но от ее тщательности зависи?качество будуще?посуды. Посл?очистк?глин?заливают водо??оставляют на нескольк?дней ?защищенном от свет??тепл?мест? чтоб?он?дошл?до нужной консистенции. Балхарский ручной гончарны?круг называет? "жюлл?quot;. Лепк?сосудо?происходит путе?наращивания глиняны?жгутов. Зате?сосуды лоща??помощь?кусочк?сердолик? нано??белы?ангобо?деко??ставя??тенистое мест?для просушки. Зате?наступае?самы?ответственны?момент - обжи?керамических издели?
Ка?отголоск?древни?ритуалов сохранил? ?Балхар?обычай украшать "чару" (печь для обжига) коровьим ил?бараньим черепо??рогами для того, чтоб?процес?обжига прошел благополучно. Во время обжига, длящего? трое суто? устраивалось ритуальное пиршеств??обжиганием бараньих голо??свежевыгребенной золе. ?процессо?обжига связаны ?многие суевер?. ?частност? считалос? чт?"чара" никогд?не должна пустоват? поэтом?посл?обжига ?печи обязательно оставляли нескольк?бракованны?издели?
Обжи?производит? ки?ко?- прекрасным органическим топливом, дающим пр?сгорании окислительно-восстановительны?реакци? чт?придае?балхарской керамики неповторимый живописный эффект от нежн?розового до темн?серого. Обычно имеется одна печь на целы?кварта? обжи?производит? по мере накоплен? необходимого количества сосудо? На каждый сосу?мастериц?ставит свой автограф (ресничку, один ил?дв?штриха, условное изображени?руки, лапк????), чтоб?отличить свою посуду от чужо? имеюще?аналогичну?форм? Этот автограф передает? от матери ?дочери, зате??внучке ???
До середины 20 ? существовало боле?30 форм балхарской керамики. ?сожалени? многие их ни?ныне утрачены. Сохранилис?следующи? "урша" - водоносный сосу? "куннар?quot; - кувшин-водоле? "кучч?quot; - подойник, маслобойка.
Основным центро?поливной керамики Дагестан?издавн?считается Дербен??примыкающи??нему нескольк?лезгинских се? Таки?образо? дербентско?керамико?мы условн?называем полихромну?глазурованну?керамику, которая изготовлялась ?Южно?Дагестан? начиная ?раннег?средневековья до начала 20 века.
Традиции изготовлен? расписно?керамики ?лезгин уходя??глубокую древност? Известно, чт?уж??12-14 ?? ?лезгинском ? Кала существовало развитое керамическое производство бирюзово?расписно?керамики, типичной ?то время для всег?Ближнего Восток? ?частност? для Иран? "Образц?калинско?бирюзово?керамики сохранилис?на мест?разрушенного селения Цудаха? ?развалинах средневеково?крепости Арка??на мест?древне?крепости Капчугай, разрушенно?ещ??14 ? Тамерланом".
Именно ?эт?время прекращает? производство бирюзово?калинско?керамики ?связи ?разрушение?Калы во время татаро-монгольски?завоеваний. ?15? традиции поливног?керамическог?промысла были продолжены ?? Испи? Салья? Гезеркен?Кюринского округа. Наибольшег?расцвета он?достигло ?18 ?, распространившис?на селения Испи? Мюгю??Еникет Кубинского уезд? Здес?изготовлялись оригинальные высокохудожественные тарелк? кувшин? миск? блюд??другие предметы поливной подглазурной керамики, украшенные ангобной росписью ?налепным? поздне?штампованным?узорам? ?декоре част?встречаются стилизованны?изображения коне? птиц, со?рные знак? растительные элементы, реже антропоморфные фигуры. Гончарны?дело??Южно?Дагестан?занимались мужчин? женщин?же иногда принимал?участи??роспис?сосудо?
Керамические изделия изготовлялись из местно?красно??серо?глин?на дере?нном станке, сост?ще?из двух кругов, приводимом ?движение ного? Кстати, использовани?ножног?гончарного круг?- одно из главны?отличи?лезгинской керамики от балхарской. Посл?сушк?изделия обычно полировались гладки?камнем, ?зате?обжигались ?купольно?печи из сырцовог?кирпич?по?название?"куъм". Обжи?длил? непрерывно ?течени?нескольких дней. ?качестве топлив?употребляли дров? хворос? ки??
Для приготовления поливы на сильно?огне пережигали свинец. Полученный свинцовы?глет разводил?водо??яичны?белком ?употребляли для покрыт? мелкой посуды. Для крупны?сосудо?глет получали ?смес??нефтью. Сосуды украшались со?рным?знакам??простыми геометрическим?элементами. ?эпох?позднего средневековья ?декорировк?испикско?керамики стал?использовать потечные поливы богаты?цветовых сочетани? ?основном зелены? вишнев?коричневых ?желтых оттенков. Для этог?прозрачн? свинцовая глазур?подкрашивалась окисью меди, марганца, железа ?хром?
?конц?19 ? посл?присоединения Дагестан??России ?проникновения на Кавказский рыно?фабрично?фарфоровой посуды, наступае?глубокий кризис лезгинског?керамическог?промысла ??наст?ще?время он не существует.
До 50-?годо?20 ? существовало развитое производство поливной керамики ?даргинском ? Сулевкен? нахо?щемся ?нескольких километрах от знаменитог?аула Кубачи. Не одно поколени?сулевкентцев на?ду ?балхарцами снабжали свое?продукцией, имеюще?замечательны?утилитарны?качества, весь Нагорный Дагестан. По традиции гончарны?дело?здес?всегда занимались мужчин? Лепк? ка???Балхар? выполнялась жгутовым способом на ручном гончарно?круг? Обжи?производил? древесны?угле?
Сулевкентски?кувшин? маслобойки, миск? кружки, блюд?19 ? нередк?восходя??древнейшим, ?частност?зооморфным (поросено?, формам ?украшались лепным?дета?ми. ?конц?19 ? сулевкентц?нередк?уходил??отхо? открывал?мастерские ?разных города?Северног?Кавказ? гд?по?вл?нием местны?керамических традиций начали использовать прозрачную свинцову?поливу, ?декоро?служил?просты?процарапанны?ил?штампованные лини? зигзаг? розетк????
?середине 50-?годо?сулевкентцев переселили ?Хасавюртовский райо??промысел заглох. Однако, ?последни?годы наблюдаются достаточно успешные попытк?возродит?ег?