Во?чт?рассказа?один из жителе?села:
?За тр?часа до этог?мо?внук?ходили посмотреть на храм. Дети есть дети: им вс?интересн? ??последни?годы ре?тише?из стен старог?здан? частеньк?го?? разв? мо? не видите, чт?кирпич?падают? ?вдру??на голову? Спас?Боже! Ну, ?чт?церков?вся разо?обрушится, ?не дума?
Слав?Создател? обошлось бе?жерт? Удар, да тако?силы, чт??ближайши?дома?посуда подпрыгнул? Не вс?сраз?сообразили, ?че?ту?дело, ?вышл?на улиц? мать честная...
История. Факт?
?14 километрах от Яранск?ст??один из самы?выразительны?художественных па?тников древнерусского зодчеств?на территории современно?Кировско?област??церков?Рождеств?Прес?то?Богородицы ?селе Шошм?(Рождественском). Церков?видн?уж?издалека.
Эт? ?ег?сложны?построение? замечательны?па?тник прошлого. На?огромным восьмерико? венчающи?центральну?част?храм? высоко вознесен прекрасный вене?причудливы?фронтоно? Каждый из ни?обрамлен по наружном?контур?лепестками.
Церков?Рождеств?Богородицы построен?по одни?источникам ?1646 году, по другим ??1674 году, по третьи???1690 году. По штат?церкви было положено: 2 священник? 1 дья? 2 псалмопевц? Земл?усадебно?2 де?тины, пахотной ?сенокосо?64 де?тины. Денежный дохо?священник??600 рублей, псаломщика ?300 рублей. Собирали всег??земл?до 140 пудо?рж? 120 пудо?овса, 100 пудо?ячменя. Прихожан?русски? мужчин 1951 челове? женщин 1922 человека. Приход состои?из 34 селени? расстояния до ни?от 2 до 8 верс? По своему характер?Богородицк? церков?была очен?близка Благовещенском?храм??Яранск? Однако, несмот? на их очевидно?сходство, па?тник старин??Шошм?выгляди?горазд?изысканнее, богаче. Здес??изобилии применен?резные белокаменные детали ?наружной декорировк? ?остатк?лепнин?внутри церкви гово???некогд?пышном убранств?интерьеров здан?.
?1619 году ?Яранск сослал?первую невест?ца? Михаил?Романова ?Мари?Хлопов? невинн?оклеветанную завистниками. Ка?долг?он?пробыл??Яранск???само?ли городе жила ?неизвестно. ?кт?знае? може?быть, рождение ?безызвестном сельце Шошминском одного из шедевров архитектур?всей ?тско?земл??связано каки?либо образо??заточением здес?Мари?Хлоповой?
Храм Рождеств?Богородицы содержит зрелые черт?«московского барокко», типа «восьмерик на четверике», ?изящной восьмигранно?колокольне? наделенной тремя ярусами звон? Некоторы?фасадные детали (коринфские канители колоно? вытесаны из белого камня. Главка храм?сохранил?старинну?зелену?поливную черепицу. Но ?цело?убранств?церкви не сходно ?Москво??Подмосковьем. Он?либо, ка??рисунк?наличников, сближает? ?казанскими ?чебоксарским?храмам? либо вообще не имее?аналогов (ка?резные наверш? граней восьмерика).
По данным Кировского архива, ?1770 шл?перестройк?старог?храм??церков?была обновлен? ?1874?5 гг. утвержде?проект на строительств?нового храм? ?1877 утвержде?проект на соединение храмов ?один теплый.
?селе была церковно-приходск? школ??85 учащимися. ?районе приход?находилась ещ??земская школ??починк?Красногорско?(Аникин?.
Пр?сняти?колокола ?церковно?колокольни на не?обнаружили надпис? «Лет?173 март?2 дня слит се?колоко??Яранском уезд?село Рождеств?Прес?то?Богородицы весу си?13 пудов». Чт?относится ?1665 году.
История. Воспоминан?.
Подковырин Иван Васильевич, пенсионе? житель деревн??Панчин? помнит, чт??церков?ходи??мамо? когд?бы?маленьки? ?до??церковью, вправо, пристроили сторожку, ?церков?огородил?изгородь? фундамен?которо?до половины бы?кирпичны? ?верх ?из железных кресто? Ограда проходил??теперешней тропинки, чт?идет справа ?церкви.
?церкви было дв?вход? парадный ?сбок? ?жаркую погоду боковы?двер?открывал? По праздникам священник?ходили по деревня??иконам? Икон?были больши???желы? носили их по двое, сменяя друг друг? Ходили по?окнами домо??пели молебн?
Зимо?церков?отапливалась. По?поло?были выложены кирпичом ходы, видимо, по ни??уходил ды?
Когд?шл?говени? батюшк?говельщико?кормил?свои??на ночлег укладывали ?свое?прихожей. Хо?йств?попо?было больши? поле простиралось от Шошм?до плехановской тропинки, держал?мног?скотин? Вс?работы выполняли многочисленные работник? Осенью попы ездили по деревня? собирали продукты ?прихожан. ?кого чт?было, то?то ?дава? зерн? яйц? сметан?.. брал?вс? ?кт?мало дава? тому говорили, чтоб??другой ра?кадочк?побольше приберегал?
Окол?церкви ?кладбище, гд?хоронили священников. Холмик?моги??сейчас заметн? На современно?площад??церковного здан? бы?са? куда по вечера?ходили гу?ть. Са?называли Поповски?
Внутри церкви было мног?икон.
?советско?время церков?использовали ка?зерновой скла?
История. Легенд?
Иван Васильевич вспоминает расска?свое?бабушк?
?церкви проходил?вс?об?ды: крестили, венчал? отпевали. Бабушк?рассказывала, чт?покойник?одну ночь спал??церкви, ?бывало, придут на следующи?день, ?покойник перевернутый лежи?
Старожил?села рассказывают, чт?архитектор, проектировавши?храм, завеща?похоронить се? на вход??церковно?здание, чтоб?люди перешагивали чере?ег?могилу, желая увековечит?па?ть ?себе. Чт??было исполнен?
(По материалам похода рождественских школьников ?1997 году, ?по публикации ?газете «Отечество??7 за 4 ию? 1998 года).
История. Из записо?яранского краеведа Сумарокова ??
Церков?села Рождественског?Шешургской волост? Находится ?ведени?общины верующих, на которо?такж?лежи?ответственност?по охране. Церков?пока не требуе?никаки?ремонтов, мелкие ремонт?производятся общино?верующих. Железн? решетк?ограды ?некоторы?местах начинает разрушаться. Непосредственн?относится ?па?тник?старин? Внутренность церкви, за исключение?алта?, изменена, раскрашена та? чт?совершенно поте?ла ви?древност?
По летописи ?сохранившейся архитектур?внутри можн?установить, чт??до??приходской церковью была молель? ?боярски?поко? Имеются икон?византийског?письма, икон?старообрядчески? старинны?нательны?крес??частицам?моще? иконоста? слюдовые окна ?книг? отно?щиеся ?17 веку.
Большо?интере?ка?па?тник старин?представ?ет собо?могила, нахо?щая? ?церкви. Раскопки ее производилис??1913 году, когд?обнаружили нескольк?костей, которы?внов?были зарыты. Ныне он?провалилас? есть предположени? чт?ту?имеется скле?(могила).
Относится ?новгородском?зодчеств?конц?14-го начала 15-го веко?